+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Дожинки

Культура белорусов тесно связана с землей, земледелием. Многие праздники, обычаи и традиции берут свое начало из событий, тесно связанных с земледельческим календарём. Дожинки, пожалуй, самый известный из таких праздников.

Дожинки (Дажынкi) представляют собой древний обряд, часть дохристианского языческого аграрного ритуального комплекса. Дожинки связаны с концом уборки урожая. Этот обряд пережил многое и сохранил в Беларуси популярность до сегодняшнего дня. С 1996 года на государственном уровне Дожинки отмечаются как «Республиканский фестиваль-ярмарка работников села Дожинки», это событие республиканского значения.

 

Дожинки - старинный обряд, отмечавший конец жатвы. Этот обряд известен у всех земледельческих народов, в частности у славян, немцев и др. В древности служил приёмом колдовства. Последний сноп, составленный из срезанных всеми жнецами колосьев, перевитый цветами или наряженный в женское платье, торжественно привозился в селение или оставлялся в поле до следующей жатвы. Дожинки сопровождались радостными дожиночными песнями и плясками.

Традиционные дожинки – это не сам по себе праздник, а часть традиционного белорусского ритуального «триптиха», связанного с уборочными работами, который складывается из «агледзiны i пакрыванне поля» (осмотр и покрывание поля), «зажынкi» (зажинки как начало жатвы) и собственно «дажынкi» (дожинки как окончание жатвы). Всё это своего рода ритуал поклонения языческим духам и богам, моление о богатом урожае, о его сохранности и об урожае следующего года. Эти ритуалы сильно видоизменились под влиянием христианства.

 

По данным этнографов, в ХIХ в. сельскохозяйственные обряды в Беларуси были чрезвычайно широко распространены ещё в начале ХХ века; они практиковались повсеместно с некоторыми вариациями.

Если осмотр поля совершал хозяин, то покрывание поля всегда считалось делом женским. В зависимости от местности в поле шла либо хозяйка, либо главная жнея, либо молодая, недавно вышедшая замуж женщина. Обряд состоял в том, что, сжав один сноп, женщина обматывала его отрезом нового полотна или рушником, подкидывала его, пела или приговаривала заговор вроде: «Пакрыла нiўку на добрую спажыуку, Парадзi, Божа, наша збожжа! ... Крыта, крыта! Поўна, сыта! Божа, памажы, хлеба ўрадзi!». В этих заговорах явно присутствуют языческие и христианские элементы. У Бога, а до этого у духов поля и небесных богов, спрашивали разрешения на начало жатвы, советовались, просили щедро отдать людям выращенный урожай.

 

Зажиночные священнодействия направлены в основном на то, чтобы обеспечить успешный сбор урожая (благоприятная погода, здоровье и силы тружеников и пр.). Обычно зажинки справлялись в субботу вечером. К зажинкам готовились заранее, прибирали в доме, застилали чистой скатертью стол, клали буханку хлеба и ставили соль. Зажинальницей выбиралась женщина «легкая на руку», чтобы всё жниво выдержала и провела успешно. Зажинальница приветствовала ниву: «Добры дзень, нiўка, яроднае жыта!», зажинала несколько стеблей, скручивала их и подпоясывалась ими, а первый сноп ставила со словами «Стаўлю сноп на сто коп, на тысячу мерак», клала под него хлеб и сыр. Потом хозяйка забирала этот сноп домой и зерно из него подмешивали к семенам следующего года.

 

Обряд дожинок отправлялся после окончания жатвы. Приурочивалось это событие традиционно к 22–23 сентября – дням осеннего равноденствия. По словам этнографов, «в народном календаре им предшествует праздник Багач (Богач), а в христианском – Вторая Пречистая, или День рождения Богородицы». Оба праздника празднуются 14 (21) сентября. И это действительно важный момент, так как во многих архаичных религиях даты равноденствий, как и даты солнцестояний, почитались сакральными. У многих индоевропейских народов с днём осеннего равноденствия был связан праздник Нового года, а окончание жатвы – дожинки – оказывались одним из элементов сложного ритуально-обрядового комплекса, в котором эклектично и в то же время гармонично сплетались мифы о родящей мощи земли, щедрости духов природы, небесная и солярная мифология. Необходимо было отблагодарить «духов хлебной нивы» или Бога за полученный урожай и магическими методами гарантировать благосклонность высших сил на будущий год.

 

Обычно в последний день жатвы на поле собиралась толока, самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве и сама начинала жать с ритуальной песней. Особой значимостью наделялись последний стог и последние стебли. Последний стог (дожиночный), украшенный или даже ряженый в женские платья, оставлялся в избе рядом с зажиночным до следующего года. Последние колосья, около тридцати, оставлялись на ниве. С ними связан интересный ритуал. Из девушек выбиралась самая красивая, и она полола траву под последними стеблями, затем под них клалось и наливалось угощение: хлеб, сыр, спиртное, а сами колосья заплетались в так называемую бараду (бороду). Мифологи связывают обряд «завивания бороды» с жертвой козлоподобному духу нивы. Некоторые исследователи усматривают в этом акт благодарения душ предков за помощь в уборке урожая.

Дажынки (Дожинки) в Беларуси сегодня – Праздник с большой буквы. Это связано с тем, что с 1996 года в рамках государственной программы по возрождению села это мероприятие как республиканский фестиваль-ярмарка работников села государственного уровня проводится в Беларуси ежегодно. Фестиваль организуется в одном из районных центров Беларуси.

 

Считается, что городу, которому выпадает честь принимать этот фестиваль, повезло: там проводится масштабная реконструкция основных улиц, строятся спортивные комплексы, больницы; учреждения культуры получают долгожданное дополнительное финансирование. По интернет-запросу «Дажынкi» или «Дожинки» в течение всего года можно найти отчетные статьи об освоении бюджета праздника исполнительными властями городов, принимающих фестиваль.

В программе мероприятия есть некоторые действия, явно перекликающиеся с дожиночными обрядами. Так, например, утром первого дня праздника предусмотрены «Аблiвiны» (Обливания) – обряд обливания водой (очистительный ритуал). Театрализованное шествие «Шлях да хлеба» (Путь к хлебу), главный праздничный парад, в котором принимают участие «пераможцы жнiва» (победители жатвы) из всех областей страны. Открывает шествие большой украшенный цветами венок из колосьев, который символизирует дожиночный венок – «Адчыняйце брамы, нясѐм вяночак убраны...» (Открывайте ворота, несём украшенный венок...). Далее идут женщины в национальных костюмах, несущие в решете зерно – «жняя-талачанка з рэшатам зерня и паклонам добрым людзям» (жнея с решетом зерна и поклоном добрым людям). Конечно же идут и дожиночные красавицы, во главе с Мисс Дожинки.

Дожинки как религиозный обряд, связанный с окончанием основных полевых работ, безусловно, всегда будет сохранять своё значение для аграриев, для хлеборобов, которые в своей работе постоянно сталкиваются с множеством непредвиденных, неконтролируемых факторов, на которые призван символически повлиять древний обряд.

 

 

 

Использована информация из источников:

https://probelarus.by/belarus/information/tradition/dozinki-obychai-i-tradici.html

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3212/

http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2013_1(29)/13.pdf