+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Сагаалган

Сагаалган восходит к культовым буддистским праздникам с элементами древнего шаманизма. Он является символом обновления человека и природы, символом входа в новое время и сознание, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Различные народы по-разному называют этот праздник:
- монголы – Цагаан сар;
- буряты – Сагаан һара, Сагаалган;
- калмыки – Цаһан сар;
- тувинцы – Шагаа;
- южноалтайцы – Чага-Байрам


В России этот праздник рассматривают как Бурятский Новый год. Буддийский Новый год каждый год празднуется в разное время. Как правило, эта дата находится между январём и мартом. Обычно конкретное число праздника рассчитывается сразу на несколько лет вперед.


Праздник имеет глубокие корни и зародился в древней Монголии. Много веков назад там праздновался праздник Цаган Сар. Название праздника происходит от монгольских слов цагаан – белый и сар – месяц. «Белый месяц» изначально считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. До XIII века Сагаалган отмечался в день осеннего равноденствия. К этому времени появлялся первый приплод у скота и еды было в изобилии.

Внук Чингис-хана – великий хан Юаньской династии Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы под влиянием китайской астрологии. Таким образом монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Название праздника – «белый» – утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл – белый цвет стал символом святости и чистоты и ассоциируется со счастьем и благополучием.


С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию. Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, – начало весны – с именем буддийской богини Балдан Лхамо. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой, она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. С XIX века, с введением григорианского календаря, Цаган Сар в Калмыкии не праздновался именно как начало календарного года, однако у калмыков, живущих в Синьцзяне (КНР), отмечают Цаган Сар как Новый год. Укреплению новогоднего характера весеннего торжества способствовало то, что у китайцев традиционный Новый год справляется примерно в то же само время.


Сейчас первый день Сагаалгана в республике Бурятия и Забайкальском крае, а также на территориях Агинского Бурятского автономного округа и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа является выходным днём. В Калмыкии праздник Цаган Сар является национальным праздником. В Республике Тыва празднику Шагаа присвоен статус «народного праздника». В Республике Алтай – Чага Байрам объявляется нерабочим днём.


В 2011 году праздник был номинирован в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время Сагаалган рассчитывается по лунному календарю и связан с первым новолунием в новом году. В разных странах дату Новой Луны рассчитывают по-разному. Буддийские ламы при определении даты Нового года учитывают регион.
Бурятский Новый год не связан с полночью. Он обычно наступает в период между шестью и восемью часами утра, когда становятся видными линии жизни на руке. 


Готовиться к празднику начинают ещё в осенний период. Люди, имеющие свой скот, выбирают животное для убоя, которое будут кормить особым образом. Заранее режут впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещено. Варят мясо: баранину, говядину или конину, готовят буузы.


Перед Буддийским Новым годом полагается убрать свое жилище, избавиться от хлама в доме, возвратить долги, смириться с недугами, приготовить подарки, избавиться от дурных мыслей, обид, чтобы встретить праздник с чистой душой.
Накануне праздника все члены семьи в национальных костюмах собираются за столом, чтобы выпить чая и поговорить о добрых делах. В это время под запретом блюда из мяса и алкоголь. Также перед Сагаалганом нельзя спать. В противном случае, можно лишиться благословления богини Лхамо. Она является хранительницей тайн смерти и жизни. Считается, что с помощью этой богини люди преодолевают болезни.


За три дня до праздника буддисты совершают молебен, который посвящают 10 божествам, защищающим Учение. Верующие поклоняются богине Шри-Дэви, которая оберегает столицу Тибета Лхасу. Во время Бурятского Нового года проводится множество обрядов. Например, кусочком теста и обтирают сначала лоб, чтобы избавиться от дурных мыслей, потом катают тесто вокруг рта, чтобы собрать плохие слова, обрабатывают грудь для очищения души, и ладони для избавления от неблаговидных деяний.


После этой процедуры из теста лепят табалан – фигурку человека. Ей, таким образом, передаются все болезни, возможная «порча» и потери. Затем фигурку заворачивают в бумагу и несут в буддийский храм или монастырь, где сжигают в ритуальном костре. Так изгоняется 64 силы зла, которые приносят болезни, неприятности и даже смерть.


Возле дома на дерево вешают символ удачи – Хий морин. Он представляет собой изображение коня, несущего на спине чинтамани, то есть драгоценность, исполняющую желания, и приносящую благополучие. В тибетской традиции Хии Морин состоит из пяти маленьких флажков, каждый из которых окрашен в свой цвет, что символизирует принадлежность к пяти будда-семействам, а также означает пять великих Первоэлементов. Синий цвет символизирует Пространство, жёлтый – Землю, красный – Огонь, белый – Воду, зелёный – Ветер. Считается, что из энергетики этих Первоэлементов состоит всё живое и неживое. Так буддисты защищают своё жилище от нечистой силы.
Во время праздника поклоняются Белому Старцу. У Сагаана Убгэнома просят исполнения желания и хорошего урожая. Это своего рода буддистский Дед Мороз. 


На протяжении всего праздничного дня и ночью идут хуралы в буддийских храмах. После этого настоятели объявляют наступление Белого месяца. Во время Сагаалгана придерживаются не только обычаев рода, но и совершают медитации в дацанах, а также различные сакральные ритуалы.


В течение Белого месяца буддисты навещают своих родственников, встречаются с друзьями, принимают гостей, дарят и принимают подарки. Все это укрепляет связь поколений и объединяет людей. В первый день родственники ходят друг к другу в гости, чтобы поздравить с Новым годом и вручить подарок. Сначала поздравляют родителей и старших родственников. Они в свою очередь поздравляют по старшинству всех родственников, сначала мужчин, а потом женщин. Чем больше людей придет в дом на Сагаалган, тем счастливее и богаче будет семья в новом году. 


Особое значение придается первому гостю. Желательно, чтобы он был женатым, с детьми, богатым и здоровым.
Буддисты считают, что чем больше на столе белых блюд, тем благополучнее и богаче будет год. На праздничном столе приветствуются различные блюда из сметаны, творога, молока и масла. Особое место занимает бурятская пенка. Чтобы сделать маленький кусочек лакомства, нужно потратить целое ведро коровьего молока.
Очень популярными являются буузы. Блюдо готовят в форме юрты с отверстием вверху. Сначала нужно надкусить сбоку буузу и насладиться наваристым бульоном, и лишь потом отведать мясо внутри. Обычно это блюдо делают из баранины, конины или говядины. Также на праздник готовят кровяную колбасу (хоторгойн шуhан), грудинку (убсуун), баранью голову (тоолэй), домашний сыр (хурууд), творог (айрһан).


В качестве десерта бурятские хозяйки предпочитают готовить боовы (жаренные во фритюре кусочки теста). Их делают по старинным национальным рецептам. Во время трапезы гости должны попробовать все праздничные блюда.


На праздник Белого месяца также любят играть в народные игры: «круг» (хорло), «хватать бабки» (шагай шуурэхэ), «стрелять бабками» (шагай хароаха), «загонять оленя» (буга табиха), «пестрая черепаха» (алаг мэлхы).
Национальная игра «hээр шаалган» (разбивание хребтовой кости), никогда не оставляет ни одного человека равнодушным. За звание сильнейшего «батора» выходят бороться все мужчины.


И, конечно же, Сагаалган трудно представить себе без танца Ёхор. Ёхор – древнейший танец, имеющий ритуально-сакральное значение, уходящий корнями в далёкое прошлое. В его основе лежит миф времен палеолита о небесной охоте медведя за оленями, которые выкрали Солнце.

 

 

 

 

Использована информация из источников: 

https://sng.guru/sagaalgan/ 
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD_%D0%A1%D0%B0%D1%80 
https://newbur.ru/n/34916/ 
https://primamedia.gcdn.co/f/big/459/458624.jpg 
http://u-udeckid.ru/%D1%81%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BD-2019/

https://zen.yandex.ru/media/buddasurgut/hii-morin-5c35e8fd41a41d00aa91cbd6