+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

О казаках-мусульманах

О казаках магометанского, ламаистского и иудейского вероисповедания

 

В репертуаре ансамбля «Слобода» есть старинная шуточная песня «Еврейское казачество восстало»:

Вперёд друзья, вперёд пора настала,

Канун исхода празднует народ.

Еврейское казачество восстало,

В Биробиджане был переворот.

 

Да, песня шуточная, но не зря говорят «В каждой шутке есть доля шутки».

Традиционно считается, что казачество исконно исповедует православное христианство, что не совсем так. Среди казаков всегда было много представителей разных конфессий.

Значительными были прослойки мусульман (башкиры, татары, горцы Кавказа, казахи...), буддистов (калмыки, буряты), приверженцев местных культов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, в незначительной степени встречались григориане, лютеране, католики и иудеи.

Что касается иудеев или евреев, а их участие в казачестве кажется невероятным, как отметил В.М. Викторин (астраханский историк-этнограф, кандидат исторических наук): «Многих представителей иноверцев в силу их профессиональной пригодности включали в состав казачьего сословия.

Другой астраханский краевед А.А. Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приёме в начале 1900-х годов в донские казаки без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров.

 

Теперь немного о самих казаках. В настоящее время существует целый ряд концепций о происхождении казачества.

– «бродницкая» теория происхождения казаков (В.В. Мавродин, советский историк, специалист по истории древнерусской государственности и этнической истории русского народа, доктор исторических наук);

– «половецкая» версия (М.Э. Аджиев, советский и российский писатель);

– «татарская» версия (И.И. Куринной, советский и российский писатель, общественный деятель, автор ряда учебных пособий и исследований в области истории);

– версия о том, что «казаки – особая славяно-тюркская народность» (И.Ф. Быкадоров, донской казак, участник Первой мировой и Гражданской войн, генерал-майор. В отставке военный историк, исследователь истории казачества и его взаимодействия с Русью с доордынских времён до новейшей истории);

– «кавказская» версия происхождения донского казачества (А.А. Гордеев, французский военный историк русского происхождения, исследователь истории казачества, вопросов его происхождения и становления, до эмиграции полковник Донского казачьего войска);

– версия о тюркском происхождении казачества (М.Ж. Абдиров, Историк, преподаватель истории и обществоведения).

 

В 1492 г. хан Менгли Гирей писал Ивану III, что войско его, возвращаясь из-под Киева с добычею, было ограблено в степи «ордынским казаками». Об этих ордынских или «азовских» казаках-татарах неоднократно пишут русские летописцы со времён Ивана III.

О том же докладывали в своих донесениях послы и пограничные воеводы государю. Татарские казаки, так же как русские, не признавали над собой власти ни одного из соседних государей, хотя часто поступали к ним на службу.

Так, отряды татарских казаков состояли на службе у Москвы и Польши. Король Сигизмунд-Август призывал к себе белгородских (аккерманских) и перекопских казаков и посылал им жалованье. Но чаще всех привлекал их себе на помощь крымский хан, имевший постоянно в составе своих войск казачьи отряды.

Татарские казаки были в военном, бытовом и экономическом отношении самостоятельной организацией, так что польские летописцы, зная четыре татарские орды (Заволжскую, Астраханскую, Казанскую, Перекопскую), причисляли к ним иногда пятую Казацкую.

В Белоруссии, Польше, Литве служили казаки-мусульмане, так называемые литовские татары (липки), потомки ордынцев, служивших у Гедимина и Витовта. Это были татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз.

Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты.

Кырк-Татар или Кырк-Ир (Сорок Татар, ныне деревня Кятурясдяшимит Тоторю Вильнюсского района Литвы), татарское поселение в Литве.

В XVI в., в период захватов Ермака, уже были известны казачьи подразделения из тоболо-иртышских татар и «прочих магометян». Надо отметить, что «полиэтничность и поликонфессиональность была характерной чертой не только яицкой казачьей общины, но и казачьих общин других регионов в период их зарождения и становления».

Тогда же, в конце XVI в., на Тереке были основаны такие слободы, как Черкасская, Окоцкая, Татарская, Кумыкская, Ногайская, Новокрещенская, основанные кабардинцами, чеченцами, кумыками, ногайцами и т. д.

Первыми казаками-мусульманами на Дону были этнические ногайцы в количестве около 120 бойцов (с семьями), переселившиеся на Нижний Дон и в 1623 г. добровольно поступившие в казаки – под условием сохранения веры. Донцы называли их «донския татаровя», «наши татаровя»… Основной их службой была разведка – наблюдение за местными тюркоязычными кочевыми племенами.

Со временем мусульманская община увеличивалась, и в 1687 г. близ Черкасска была основана станица Татарская. В 1802 г. в ней уже насчитывалось 117 домов и мечеть.

 

Широко известен и институт служилых татар. Служилый татарин-князь должен был являться на русскую войну со всеми своими «уланами, мурзами и всеми казаками». Служилые татары – не столько национально-этническая категория, сколько именно служебная, войсковая категория.

Чиновники не особо различали национальности и записывали в служилые татары не только татар, но принимаемых на службу башкир, чувашей, удмуртов, мордву, марийцев. Впервые наименование «служилые татары» появилось лишь в 1520-е гг. До этого в источниках служилые люди из татар в основном именуются казаками.

Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещёра, они же мишари) – жители области Мещёра (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещёры.

Мещерские казаки – вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещёры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещёра предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона.

Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещёра – в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Интересно, что в иерархическом плане у касимовских татар казак – звено в цепи – хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет.

Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии.

Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам.

Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от ещё одного названия г. Касимова – Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей.

Великий князь московский Василий Дмитриевич охотно нанимал мещерских казаков и селил их слободами в окрестностях Коломны. Н.М. Карамзин так описывал мещерских казаков: «Сие имя означает вольницу наездников, удальцов, но не разбойников». Из числа мещерских казаков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию, Сибирь и т. д.

По данным переписей 1718-1724 гг., в Уральском казачьем войске было 6% казаков-неславян, прежде всего татар и башкир. Согласно указу Елизаветы Петровны от 27.07.1744 г. «О зачислении в Оренбургское казачье войско всех пришельцев, поселившихся в крепостях Оренбургской губернии» казачий статус получили ногайцы, которые вошли в мусульманскую группу войска.

По свидетельству П.С. Палласа, посетившего Яицкий городок в 1769 г., среди казаков было немало «некрещёных татар и кизельбашей (туркмены и каракалпаки)».

А.И. Назаров провёл тщательный историко-лингвистический анализ и выявил большой пласт уральских казачьих фамилий (XVIII-XX вв.), значительная часть которых (более 300 фамилий) явно тюрко-мусульманского происхождения: Абдрахманов, Абдрашитов, Абдулгафаров, Абдулкадыров, Байтуллин, Бекарасланов, Бектимиров, Вагапов, Вахитов, Габайдуллин, Гайнуллин, Джайнбаев, Джангаев, Джаналиев, Джангулов, Джанзаков, Джантурлин, Женалиев, Жулдаев, Зайнетдинов, Зубаиров, Искендеров, Исмаилов, Кенжебеков, Кунакбаев, Мансуров, Менлибаев, Мурзарахимов, Мухаммедов, Насыров, Нигматуллин, Рахимбердин, Рахманкулов, Сатыбаев, Сеитов, Сулейманов, Тахматуллин, Тухтамишев, Узбеков, Уразаев, Файзуллин, Фаткуллин, Хазимуратов, Хамитов, Шамилев, Шарипов, Юсупов и т. д.

В конце XVIII в. на левобережье Дона было поселено 30 тыс. ногайцев, вошедших в состав казачьего сословия, а также представителей других тюркских этносов (турки, крымские татары, волжские татары и т. д.).

В конце XVIII – начале XIX в. на Кавказе образованы станицы Александрийская, Гривенская, Луковская, Ново-Осетинская, Черноярская, Шелковская и др., основное население которых составили горцы-казаки, которых было также много в Кизляре, Терском городке и др. Основными мусульманскими группами среди казаков являлись ногайцы и татары – на Дону, адыги (черкесы, шапсуги и т. д.) – на Кубани, представители горских народов (вайнахи, осетины, кумыки и т. д.) – на Тереке.

В параграфе 43 «Устава об управлении инородцев» от 22.07.1822 г. указано: «Казачьи полки из кочующих, для охранения границ составленные, комплектуются по-прежнему».

Таким образом, было отмечено существование целых полков, составленных из «инородцев». Правда, не все они были мусульманами, было довольно много буддистов (калмыки, буряты), язычников (эвенки, финно-угорские племена и т. д.). Но мусульмане составляли значительный процент.

Так, «в северокавказские казаки, так же, как и в донские, волжские, уральские, оренбургские, сибирские, официально принимались лица мусульманского, буддийского и иных вероисповеданий», достаточно высок был процент мусульман в Сибирском казачьем войске.

Наряду с русскоязычными школами в казачьих регионах создавались школы для казачьих детей из татар, башкир, ногайцев и т. д. Открытие таких заведений диктовалось тем, что казаки-мусульмане, входившие в войска, держались своих обычаев и не знали русского языка, что затрудняло их общение в казачьей среде.

Историк казачества А.Т. Ветров указывает, что «… казаков-мусульман определяли служить в мусульманские полки, а буддистов – в буддистские. Причем если казак – мусульманин или буддист – принимал крещение, то его переводили служить в православный полк».

В 1798-1865 гг. существовало отдельное казачье Башкиро-Мещерякское войско, подчинявшееся командиру отдельного Оренбургского корпуса. Оно активно участвовало во многих войнах России – в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг. участвовало 20 полков этого войска, по 2 полка участвовали в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., Хивинском походе 1839 г., Крымской войне 1853-1856 гг.

Л.Л. Масянов писал об Уральском войске писал: «Были также полноправными казаками татары, калмыки, и были они великолепными казаками. Из татар было даже офицерство».

В 1862 г. из 81 998 уральских казаков было: русских (фактически также украинцев, белорусов, обрусевших татар, мордвы и т. д.) – 70 331 (85,8%), башкир – 6095 (7,4%), татар – 4168 (5,1%), калмыков – 1184 (1,4%), остальные (казахи, каракалпаки) составляли незначительную часть – 220 чел. (0,3%). Таким образом, доля мусульман в войске в середине ХIХ в. доходила до 12,8%.

После ликвидации Башкиро-Мещерякского войска в 1865 г. башкирские и мещерякские казаки были распределены между Оренбургским и Уральским казачьими войсками. До 1865 г. в состав Уральского войска входил Башкирский отдел (9-й Башкирский кантон).

Отдельный Башкирский конный полк просуществовал до 1882 г. Известен также Уфимский казачий полк из тептярей. Тептяри – сословие, существовавшее в Башкирии с 1730-х гг. по 1865 г. и состоявшее из представителей народов Поволжья и Приуралья: татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, башкир.

Попытки возрождения отдельного Башкирского войска были сделаны в период Гражданской войны. В 1918-1919 гг. башкирские части сражались на стороне белых, в 1919-1920 гг. – на стороне красных.

Особенно прославилась Башкирская кавбригада Мусы Муртазина. Прекрасно показали себя башкирские казаки и в Отечественную войну, сражаясь в составе Башкирской кавдивизии.

 

В конце 1820-х гг., при Николае I, из мусульман Кавказа и Крыма были сформированы по образцу казачьих частей лейб-гвардии Кавказско-Горский и лейб-гвардии Крымско-Татарский эскадроны, которые были включены в состав собственного его императорского величества конвоя.

Казачья служба черкесов, осетин, кабардинцев и т. д. началась ещё с 1733 г., когда кабардинскому князю Эльмурзе Бековичу-Черкасскому было поручено зазывать их на казачью службу. За это было обещано по 15 и более рублей годового жалованья на человека.

С.М. Маркедонов отмечает: «Было бы неверно представлять, что переход в казаки непременно сопровождался отказом от ислама, веры предков. Известна группа донских татар, сохранившая мусульманскую веру, оставаясь при этом казаками. Близ столицы Войска Донского Черкасска была станица Татарская, населённая мусульманами, где была мечеть. В 1805 году у Войска Донского появилась новая столица – Новочеркасск.

Немногим позднее станица Татарская переехала на новое место. Казаки-мусульмане организовали на р. Тузлов Татарскую слободку в 32 двора. И там у них была своя мечеть. До сих пор город Новочеркасск хранит память о Татарской слободе, а один из микрорайонов и сегодня зовется по-татарски Хотунок.

Я. Левенцова пишет следующее о донских мусульманах: «В источниках до XVIII столетия название «татары» обобщающее; порой так называли и ногайцев, и горцев. Применительно к ранней истории Дона «татарами» называют тюрко-татарское население. Первое упоминание о существующей на Дону группе татар… служивших московскому царю… относится к 1623 г.

В фольклоре также замечены именно донские татары, группа которых в ХVII-ХVIII вв. росла за счёт рождаемости… Многие казачьи роды имеют татарское происхождения, бытовало слово «тумак», обозначающее человека, у которого отец – казак, а мать – мусульманка, в том числе и татарка. Группа донских татар уже в XVII в. существует как сложившаяся единица в войске, довольно активно участвует в его общественно-политической жизни.

Историк-декабрист В. Сухоруков, говоря о красоте донских казачек, писал: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских, – и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона».

Власти учитывали духовные потребности иноверцев-казаков. Так, например, для мусульман-казаков строились мечети, организовывались выборы духовных лиц. Власти было непросто контролировать устройство различных сторон жизни воинов-мусульман. Задача ещё более усложнилась в годы Крымской войны 1853-1856 гг., когда одной из противниц России являлась крупнейшая мусульманская держава – Турция.

Одно из законодательных решений, подготовленных в последние дни царствования Николая I, было специально посвящено регулированию религиозного быта казаков-мусульман (12.02.1855 г.). Военный совет Российской империи принял «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия».

Согласно документу, 18 599 мусульман состояли в штате Донского, Черноморского, Кавказского линейного, Уральского, Оренбургского, Сибирского линейного казачьих войск и Тобольского казачьего полка. Их духовные нужды обслуживали 114 мечетей и 169 мусульманских духовных лиц.

По российскому законодательству для создания прихода требовалось наличие не менее 200 мусульман-мужчин, штат служителей соборной мечети мог включать в себя 3 лица (имам, хатиб, муэдзин), при обычной мечети состояли только имам и муэдзин. Эти служители сначала избирались на местах, в присутствии станичных начальников, «по крайней мере двумя третями принадлежащих к приходу мечети казаков-магометан».

Затем служители проходили «духовные испытания» в Оренбургском или Таврическом муфтиятах. Естественно, предполагалась «политическая благонадежность» каждого кандидата на пост духовного служителя в среде мусульман, который мог занять свою должность, лишь будучи утверждён местной военной администрацией.

В оренбургском посёлке Варна издревле проживают мусульмане-казаки. «Показательно, что при этом необязательно было казакам менять отеческую веру на православие. Мусульмане-казаки из башкир и татар оставались верны Мухаммеду. В селениях стояли мечети, в полках служили муллы.

Для них даже в славной солдатской Георгии символ христианства – крест – был заменён на мусульманский полумесяц. Были среди варненских татар-казаков и кавалеры солдатской доблести и славные казачьи командиры…

Яркий пример – братья Кочуровы, славные во второй половине XIX в., оба коренные казаки, сыновья казачьего офицера Абдулагана. Старший – Шейхислам – окончил, как и младший, Оренбургское юнкерское училище. На воинской службе с 16 лет. С 1883 г. – войсковой старшина (казачий полковник).

Командовал 4-м Оренбургским казачьим полком и 2-й бригадой Туркестанской казачьей дивизии. Вышел в отставку генерал-майором. Награждён шестью боевыми орденами. Шагимардан – Качуров-младший – был хорунжим и подъесаулом 1-го Оренбургского казачьего полка. Награждён орденами святого Станислава и святой Анны третьей степени».

Значительным было число казаков-мусульман также в Кубанском и Терском казачьих войсках. Этнически это были преимущественно представители народов Северного Кавказа – черкесы, осетины, ингуши, ногайцы и т. д. Как отмечал А.А. Бестужев-Марлинский: «Казаки отличаются от горцев только небритой головой: оружие, одежда, сбруя, ухватка, всё горское… Почти все говорят по-татарски, водят с горцами дружбу, даже родство по похищенным взаимно жёнам».

Среди известных казаков-горцев можно назвать таких, как генерал Бекович-Черкасский (кабардинец), генерал Султан Менгли-Гирей, полковник Эдип Абдулов, есаулы Султан Осман-Гирей, Мурза Суншев, Султан-бек Алиев (ногайцы), генералы А. Бегидов, С.Г. Улагай, Султан Клыч-Гирей, Султан Адиль-Гирей, полковники Султан Сагат-Гирей, Пшемаф Ажигоев, Махмуд Беданоков, есаул Султан Крым-Гирей (черкесы), генералы Эльмурза Мистулов и Заурбек Тургиев (осетины), генералы Эльберд Нальгиев и Сапарбек Мальсагов, полковник Гуда Гудиев, есаулы Салам Нальгиев и Габерд Ахриев, сотник Мусса Саутиев (ингуши) и т. д. В русско-турецкой войне отличился полковник Тепсоруко Хамурзов-Алтадуков – командир 2-го Горско-Моздокского полка Терского казачьего войска.

Он получил офицерского Георгия «в воздаяние за отличие, оказанное в деле с турками, 23 октября 1877 года, при овладении неприятельскою позициею на Деве-Бойну».

Обратимся к переписи 1897 г. В Терском казачьем войске на это время было 167 301 человек казачьего населения. Их них родным назвали украинский язык 16 329 (9,76%), калмыцкий – 2727 (1,63%), белорусский – 586 (0,35%), татарский – 252 (0,15%), другие – 2932 (1,75%), среди других преобладали языки горцев Кавказа – осетинский, ингушский и др. Мусульмане служили преимущественно в Горско-Моздокском и Кизляро-Гребенском полках Терского войска.

В конце Х1Х в. по образцу российских войск было создано Персидское казачье войско. Численность Персидского казачьего войска в 1920 г. составляла 8140 человек, из них 122 российских офицера, преимущественно казаки-осетины (генерал В.А. Касоговский, полковники А. Тускаев, Л. Бичерахов и др.), хорошо владевшие персидским языком, родственным их родному, осетинскому. Так, полковник-осетин А. Тускаев был за заслуги награжден персидским орденом Льва и Солнца. Как отмечает А. Кротов: «Казаки-мусульмане отлично джигитовали на ахалтекинских конях, метко стреляли с седла, зверски рубились, а также все поголовно пили русскую водку и ругались русским матом – школа даром пройти не могла». Именно в рядах персидских казаков начинал свою службу офицер Реза-хан, ставший впоследствии полковником, командиром Персидской казачьей бригады, а затем и предпоследним иранским шахом под именем Реза-шаха Пехлеви.

Во время Первой мировой войны были созданы национальные кавалерийские части, приравненные по статусу к казачьим. Наиболее известны среди них Кавказская туземная конная («Дикая») дивизия (под командованием генерала Д.П. Багратиона), Текинская дивизия (под командованием генерала Ораз-Хана Сердара), Конно-азиатская дивизия (под командованием генерала Р.Ф. Унгерна), Осетинский конный полк в составе 3-й Кавказской казачьей дивизии и т. д.

В составе Дикой дивизии были Дагестанский, Ингушский, Кабардинский, Татарский (из тюркских народов Кавказа), Черкесский, Чеченский конные полки, Осетинская пешая бригада, казачий артдивизион и т. д. В 1917 г. дивизия получила подкрепление в виде 2-го Дагестанского, 1-го и 2-го Осетинских конных полков и была развернута в Кавказский туземный конный корпус. Во время Гражданской войны на базе полков Дикой дивизии были созданы дивизии. Как отмечает С.Г. Шилова, «… в Гражданской войне на стороне белых армий принимали участие уже четыре национальные конные дивизии (Кабардинская, Черкесская, Осетинская и Чеченская)… Кроме этих дивизий, был ряд других горских формирований (Ингушский конный полк, Дагестанский конный полк и др.). Дивизии были иррегулярными, обеспечивались своими же односельчанами (в этом горцы похожи на казаков)».

В период Гражданской войны был введен сине-малиново-зелёный флаг Кубанского казачьего войска, где синий означал – казаки-линейцы, малиновый – казаки-черноморцы, зеленый – казаки-мусульмане.

Как отметил Б. Рафиев, «ещё с древних времён на защите Руси стояли не только казаки – православные, но также и казаки-мусульмане и казаки-буддисты… Казаки как отдельная, самобытная культурно-этническая группа создавалась на протяжении длительного времени на территориях войсковых областей России в результате смешения этнических корней представителей различных народов… Такое смешение народов способствовало также наличию у казаков исключительной веротерпимости к последователям других религиозных верований… Царская власть также проводила политику поддержания казаков неправославных.

Так, для казаков-мусульман, отличившихся в боях по защите России, 19 августа 1844 года император Николай I подписал указ об учреждении особого Георгиевского креста для магометан (мусульман) и иных лиц нехристианского вероисповедания. На таком изводе награды вместо христианского сюжета со святым Георгием, поражающим змея, изображался чёрный двуглавый орёл. До 1856 года такие знаки получили 1368 солдат.

«Боевые награды всадниками очень ценились, – писал А. Арсеньев, – но, принимая крест, они настойчиво требовали, чтобы он был не с птицей, а с «джигитом».

Были случаи, когда кавказские всадники-мусульмане даже отказывались «принять георгиевские кресты, на которых вместо св. Георгия был выбит Государственный герб, как в начале это делалось для лиц нехристианского вероисповедания, – напишет в воспоминаниях «В Ингушском конном полку» бывший корнет Ингушского полка А. Марков. – К счастью, скоро правительство отменило это правило, и все георгиевские кавалеры стали награждаться одинаковыми для всех знаками отличия Военного ордена».

 

Изучение проблем наличия среди казаков лиц различного вероисповедания, особенно мусульман, – важный момент в контексте распространения идей евразийства, улучшения межэтнических и межконфессиональных отношений в полиэтническом и поликонфессиональном обществе.

 

Использована информация: 

https://kazak-center.ru/publ/novosti_kazak_inform/1/1/22-1-0-336

https://kazak-center.ru/publ/novosti_kazak_inform/ostraja_tema/ataman_kazaki_i_musulmane_edinyj_venik/167-1-0-2036

https://rg.ru/2019/12/04/250-let-nazad-uchrezhden-orden-sv-georgiia-samyj-pochitaemyh-v-vojskah.html

https://sunmuseum.ru/stati/7681-bashkirskaya-strela.html

https://terskiykazak.livejournal.com/901380.html