+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Вайнахский кlалтохарг

Если вспоминать борцов, то на ум приходит много известных мастеров вольного стиля из Чечни:

Атавов Ахмед Султаналиевич – чемпион и призёр чемпионатов России и СССР по вольной борьбе, чемпион мира, чемпион мира в абсолютной весовой категории, обладатель Кубка мира, Заслуженный мастер спорта СССР;

Багаев Дэги Имранович – один из самых выдающихся тренеров борцов вольного стиля в СССР;

Джамалдинов Алихан Алимшейхович – советский борец вольного стиля, Заслуженный тренер РСФСР. Чемпион Вооружённых сил СССР, в 1970 году стал первым чеченцем, ставшим чемпионом РСФСР. Основатель Хасавюртовской школы борьбы. Подготовил более 200 мастеров спорта СССР и России, десять заслуженных тренеров СССР и России;

И, конечно же, Сайтиев Адам Хамидович – российский борец вольного стиля, чемпион России, Европы, мира, Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта России;

и Сайтиев Бувайсар Хамидович – трёхкратный чемпион Олимпийских игр, шестикратный чемпион мира, шестикратный чемпион Европы, пятикратный чемпион России, семикратный победитель Красноярского турнира имени Ивана Ярыгина, победитель Игр доброй воли, заслуженный мастер спорта России.

Перечислять их можно долго. Почему на Кавказе так много борцов, почему там так любят борьбу?

Традиции борьбы существовали у каждого народа, но не у каждого сохранились. На горном Кавказе же, где традиции живут долго, сохранилась и древняя народная борьба. Желание бороться у кавказцев всегда бурлит в крови.

Для многих парней из числа мусульманских народов Кавказа заниматься борьбой гораздо предпочтительнее, нежели, например, боксом. Бокс в плане ударов по лицу исламом не одобряется - считается, что лик человеку дает Аллах, и не вправе простой смертный его изменять, тем более бить по нему.

Из самых известных борцовских видов спорта на Кавказе можно вспомнить, например, грузинскую чидаоба. По древней легенде чидаоба возникла, когда человек встретил в лесу дикого зверя и смело вступил с ним в жестокую схватку. В Грузии издревле существовала каста профессиональных борцов чидаоба (мочидаве).

Среди карачаевцев была популярна борьба на поясах – тутуш. Национальная борьба азербайджанцев называется гюлеш.

В Дагестане спортивная борьба также известна испокон веков. Например, у аварцев была распространена эрк вухъу. Ныне борьбой в Дагестане занимается чуть ли не каждый второй юноша, республика исправно поставляет все новых борцов в сборные не только России, но и других стран.

Народная осетинская борьба называется кабыш-кабыш (крест на крест). Состязались в борьбе юноши, обычно на народных праздниках, посвященных Богу Богов, за призы – бурку или барана.

Чеченская национальная борьба называется латар. Эта борьба в стойке пользовалась популярностью по всей Чечне и Ингушетии.

Кlалтохарг или латар («борьба», «бой», «битва») – вайнахская (чечено-ингушская) национальная борьба. Согласно преданиям, борьба у них зародилась от поединка их далёкого предка с животным: медведем – у ингушей, тигром – у чеченцев.

Кlалтохарг является борьбой вольного стиля в стойке, без продолжения схватки на земле. Захваты руками ног соперника запрещены, они производятся только выше пояса. В технический арсенал борцов входят разнообразные броски с прогибом через себя, броски через бедро, оригинальные сваливания толчком корпуса и многое другое.

Правилами также допускались всевозможные приёмы с болевым воздействием на суставы рук. Сохранились в народной памяти сведения о том, что во время национальной борьбы были частые случаи вывихов и поломов верхних конечностей. Но затем в борьбе стали запрещаться ранее применяемые болевые и опасные приёмы, и несчастных случаев стало гораздо меньше.

Победителем считался тот, кто свалил своего соперника с ног. В одних местах падение на колени считалось уже поражением, а в других для победы было необходимо обязательно бросить соперника на спину.

Борцы выходили на схватку как правило в повседневной одежде. Очень часто боролись с обнаженным торсом, нередко обильно смазывая тело маслом. У А.С. Пушкина в поэме «Тазит», в описании игр чеченцев есть такая строка: «То скользкой тешатся борьбой».

В древнейшие времена борьба проходила под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов, причем борцы непосредственно перед схваткой нередко исполняли танец. Однако к концу XIX века музыкальная прелюдия перед схваткой стала исчезать. Вполне возможно, что на это повлиял низам Шамиля, по которому имам запретил танцы и музыку.

Обычно соревнования борцов проводились во время различных традиционных праздников, сборов мужчин на общественной площади селения (ингуш. – пхьиэгlа; чечен. – пхьогlа). Интересно, что иногда право на борьбу можно было заработать другой борьбой: «Все борцы, желающие померяться силами, собирались в одном месте. К ним подходили так называемые «народные судьи», имея при себе по палочке. По возгласу «лови» судьи одновременно бросали к ногам борцов палочки. Каждый из собравшихся стремился первым захватить брошенную палочку. По сути дела, упорная борьба начиналась за овладение палочкой. Кому удавалось раньше всех захватить её и встать на ноги, тот получал право бороться с другими, завоевавшими в борьбе вторую палочку».

Победителя награждали каким-нибудь ценным призом. Он также провозглашался «богатырём» (турпал саг) или получал звание бугlа («бык», «буйвол»). Когда между собой боролись дети, то проигравшие выполняли гибарех ловзар – катание победителя на спине побеждённого или какое-либо другое условное наказание.

Борцовские навыки были необходимы также в ряде народных игр, отчего очень часто в них принимали участие даже очень опытные борцы, считая их хорошим способом тренировки и возможностью лишний раз показать себя другим. Одной из таких игр является пеший вариант (в другом соревнуются сидя на лошадях) довольно популярной, так называемой «сырной игры» (нахчи ловзар – у ингушей; нахчи къовсар – у чеченцев), в которой две команды ведут борьбу за головку сыра: «Каждая группа брала по головке сыра, завернутой в кожаный мешок. По сигналу одна партия старалась отнять у другой головку сыра и принести обе головки в условленное место или стоящему недалеко старшему жителю аула. Борьба за сыр носила ожесточенный характер и изобиловала различными приёмами. Можно было сбивать противника с ног, хватать его за голову, за руки и ноги. Правилами разрешалось поднимать и нести противника, перебрасывать его, если он владел головкой сыра».

 


В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:

 https://forum.iterika.ru/threads/44541/

https://fishki.net/photo/2878035-pochemu-na-kavkaze-tak-mnogo-borcov-i-pochemu-zdesy-tak-ljubjat-borybu.html