+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Сибирская Швейцария

                                                                                                               

Хакасия, край мой!

Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей.

Мне слышатся песни девчат круглолицых

На тучных полях, где работа кипит.

Та звонкая песня их – вольная птица –

Шахтеров в глубоком забое бодрит.

 

                            Михаил Кильчичаков «Моя Хакасия» (пер. А. Чмыхало)

                             

 

Отправляясь на целебные озёра Хакасии, Сундуки или на Салбык мало, кто задумывается, что это за места. Что когда-то в глубоком прошлом у этих камней стоял древний воин и, может быть, размышлял о том, как его далёкий потомок будет смотреть на творение его рук или творение богов и восхищаться ими, будет помнить его самого и культура его народа никогда не исчезнет с лица Земли благодаря этой памяти

«Я хожу по Хакасии милой моей…»

Как только ни называют Хакасию – этот поистине уникальный уголок Земли: сибирская Швейцария, музей под открытым небом, солнечная республика.

Курганы, древние поселения, крепости-све, наскальные рисунки, каменные изваяния составляют основу историко-культурного наследия народов Республики Хакасия.

Кто такие хакасы вообще? Это качинцы (хааш, хаас), сагайцы (са ай), кызыльцы (хызыл) и койбалы (хойбал). Соответственно, хакасский язык имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский, хотя в целом относится он к тюркской группе алтайской семьи.

Сами хакасы называли себя «трёхстадным народом», ведь их традиционным занятием было полукочевое скотоводство, а разводили они лошадей, крупный рогатый скот и овец.

Жилищем хакасам служила юрта, или иб. Летом её покрывали берестой, а зимой - войлоком. А с середины XIX века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты «агас иб», шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев - двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. Количество углов зависело от достатка хозяина.

Сегодня интерес к прошлому, к традициям и обычаям предков значительно возрос. Это же происходит и в Хакасии: возрождается шаманизм, мода на национальные элементы в одежде, принадлежность к тому или иному роду. Точнее, родовое деление существовало и в советское время, однако всплеск родовых праздников по-новому осветил значение рода в современном обществе.

Ещё в позапрошлом веке у хакасов помимо административно-родового деления, бытовала традиционная форма социально-этнического разделения по сеокам. Образование многих из них произошло задолго до вхождения в состав России. Сеоки (буквально – кость) вели свою генеалогию по мужской линии и обычно отождествлялись с кровно-родственным родом. Население Хакасии разделялось более, чем на 150 сеоков.

Благодаря родовым праздникам, человек начинает ощущать заложенную в подсознании принадлежность к этносу в целом и к определенному роду в частности. Чем больше человек узнает о корнях своего рода, тем тверже и увереннее он будет стоять на земле.

Участие в родовых праздниках дает человеку ощущение защищенности от бытовых, материальных, моральных проблем и поддержку, ведь в каждом роду есть старейшины, которые дают мудрые советы.

Движение родовых праздников в Хакасии началось в конце 80-х - начале 90-х годов. По сути, это было даже не родовое движение, а фамильное. Первыми в этом движении были Абдины и Абумовы, затем их примеру последовали Угдыжековы, Котожековы, Майнагашевы, Чаптыковы, Челтыгмашевы, Боргояковы, Канзычаковы и другие.

Народ хакасский имеет очень древнюю историю. И несмотря на пережитое за века своего существования, хакасы помнят и чтят предков, их обычаи и традиции. Каждый хакас, где бы он ни находился, помнит и любит свою малую Родину.

 

«Золотой марал» солнечной республики

Вот и местная хакасская национально-культурная автономия «Алтын сыын» ведёт активную работу по сохранению культурно-исторических и духовных ценностей среди хакасской молодежи за пределами Хакасии, по знакомству и общению молодежи, укреплению дружбы между народами, пропаганде здорового и спортивного образа жизни.

В далёком 1990 году в Красноярске было создано хакасское общественное объединение, преобразованное через 6 лет в Хакасский национально-культурный центр под председательством В.В. Тюкпеева, а в 2000 году центр стал Хакасской национально-культурной автономией «Алтын сыын» («Золотой марал»), возглавила которую С.М. Иванова. Затем автономией руководили М.И. Курдюкова и Надежда Картанкова. А в конце 2016 года председателем автономии стал Василий Таштандинов.

Хакасская автономия принимает самое деятельное участие в проведении Дня хакасской культуры, национальных праздников Чыл Пазы (хакасский Новый год) и Тун Пайрам (Праздник первого айрана). Хакасов можно увидеть на общероссийских мероприятиях таких, как: «День России», «День народного единства». Хакасская молодёжь активно участвует в межнациональных мероприятиях: «Интерземлячество», «Кубок наций по футболу», «Кубок наций по волейболу», «Большие гонки в Красноярске». Девушки автономии принимают участие в международном конкурсе красоты и таланта «Мисс Азия Сибирь» и в национальном конкурсе красоты «Мисс Абахай».

Весной 2017 года в Доме дружбы народов Красноярского края прошла выставка, открывшая посетителям самобытность и красоту культуры, традиций и обычаев хакасов. Организовала ее местная хакасская национально-культурная автономия «Алтын сыын» («Золотой марал») города Красноярска.

Молодые художники, студенты и выпускники Красноярского государственного художественного института представили свои работы, посвященные Хакасии и хакасам.

Кроме того, посетители могли узнать много интересного об истории Хакасии, ее национальных праздниках, костюмах, кухне и литературе.

Примечательно, что экскурсии по выставке проводили девушки в национальных костюмах. Они рассказывали о своей Родине, обычаях своего народа, танцевали хакасские танцы и разучивали их с посетителями.

Необычную экспозицию посетили множество гостей, среди которых были и самые маленькие красноярцы - воспитанники детских садов. Вот уж кто оказался самым заинтересованным зрителем: «что это?», «для чего это?», «зачем это?» и «как это носить?»

Но более всего им понравилось играть. Девушки-хакаски показали им игру в рукавичку «Мелей тастазах». Правила ее совсем просты: в центр круга выходит водящий, по команде «1,2,3» дети передают рукавичку, а тот, кто водит, пытается ее перехватить. Игрок, потерявший рукавицу, выходит в круг, а водящий занимает его место.

Игра ребятишек увлекла по-настоящему: не обращая внимания на окружающих, они полностью погрузились в процесс. И это очень хорошо, ведь именно через игру детям легче познавать культуру того или иного народа, а Хакасия древняя и удивительная земля.

 


Автор: Альфир Фахразиев

Фото: Александр Колбасов