В Доме дружбы народов «Родина» региональная осетинская национально-культурная автономия Красноярского края «Иристон» («Осетия») провела мероприятие, направленное на сохранение и развитие осетинских традиций и культуры.
На мероприятии собрались осетины Красноярска и их гости, которым интересна культура, традиции и обычаи этого народа.
Красноярские осетины сумели сохранить традиции и обычаи своих древних предков. Осетинский застольный этикет является одним из самых ярких элементов народной этнической культуры.
Конечно не всё можно было показать и рассказать за столь короткое время, но общее застолье тесно связано с их верой, укладом жизни и общественными нормами. Поэтому на мероприятии постарались познакомить гостей с этим обрядом.
Сначала на стол ставятся солонки с солью. Затем - три осетинских пирога, сложенные один на другой, разные напитки, тарелки с поджаренными на огне тремя ребрами (причем, только правые).
Когда стол накрыт, старший по возрасту, самый уважаемый, мудрый и красноречивый, приглашает гостей за стол.
Старший раздвигает три пирога так, чтобы сверху было видно, что пирогов именно три.
Старейшина с чашей осетинского пива громко возносит молитву Богу и всем святым. После этого он даёт младшему за столом отпить глоток из чаши и откусить или отломить от края верхнего пирога, т.е. вкусить пищу первым должен самый младший застолья.
После этого младший сдвигает пироги к центру и разрезает их на восемь частей. Далее все по очереди произносят более короткие молитвы с повторением основного смысла молитвы старшего.
Теперь можно начинать трапезу.
Всё не просто и всё имеет свой смысл и корни.
После трапезы мероприятие открыл «Хонга кафт» – танец-приглашение. В старину танец-приглашение исполнялся только одной парой, вот и на этом мероприятии традиция была соблюдена.
Продолжил мероприятие реставратор, художник, автора книг «Три слезы бога» и «Каменные драконы Алании» Слава Джанайты, который изучил около 100 памятников в Осетии и продолжает свои исследования до сих пор.
Слава Джанайты рассказал, как вместе с единомышленниками реставрировал 19 святилищ в Северной Осетии, в т.ч. одно из самых известных – Рагъы (Реком) Уастырджийы дзуар. Расположено в Цейском ущелье, близ с. Верхний Цей (после пожара в Цейском ущелье), об осетинской традиционной религии, о нартовском эпосе и историко-культурном наследии, влиянии аланской цивилизации на этническое развитие народов Кавказа.
Лектор презентовал свою богато иллюстрированную книгу-альбом «Каменные драконы Алании» о реконструкции замков и крепостей средневековой Осетии.
Гости мероприятия задавали много вопросов лектору, стараясь найти ответы на многочисленные вопросы о святилищах и крепостях Северной Осетии.
В фойе Дома дружбы проходила выставка молодой талантливой художницы Ольги Рамоновой, которая этим летом посетила родину своих предков – Осетию. Все свои впечатления от кавказских гор она перенесла на холст и картон.
В это же время в соседнем помещении проходил мастер-класс для детей «Солнце Алании» в технике росписи по дереву. Ребятишки расписывали деревянные брелки. Одним из орнаментов был знак «Три слезы бога», изображающий Агъдау.
Агъдау – осетинский (аланский) духовно-нравственный комплекс, который входит в основу осетинских традиций. Согласно Агъдау нужно с почтением и уважением относиться к достойным старшим, которые ведут здоровый и духовный образ жизни и чтут свои священные обычаи.
Осетины свято чтут свои обычаи и традиции, передают их детям и знакомят с ними гостей своих мероприятий. Ведь чем больше узнаёшь о человеке, его народе тем меньше поводов для недоверия и больше поводов для дружбы.
Мероприятие прошло при поддержке Дома дружбы народов «Родина», управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития, регионального отделения Ассамблеи народов России Красноярского края.