+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Узбекский национальный костюм

Узбекский национальный костюм, созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

Узбеки – это удивительно гостеприимный, терпеливый и доброжелательный тюркский народ, который с почтением и уважением относится как к своему культурному достоянию, так и к традициям других наций. Живой и яркий характер узбеков нашел свое отражение в оригинальном, пестром и красочном наряде жителей страны.

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями.

Ещё в XIX в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжала сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою.

Яркие и самобытные обычаи народа Узбекистана складывались веками. Этнические особенности сформировались ещё до нашей эры – бывшие кочевники бдительно охраняли культуру своих предков от посягательств иноземцев. Позже со старыми обычаями плотно переплелись исламские верования и укрепились в сознании узбеков. Это оказало влияние и на узбекский национальный костюм – одежда по-восточному красочная и, как предписывает Коран, очень целомудренная. Одежда скрывает практически всё туловище, остаются открытыми лишь незначительные участки тела – кисти рук, лицо.

Пёстрые наряды напоминают оперение райских птиц. Использование ярких, насыщенных оттенков – считалось, что тёмные цвета притягивают к себе зло и неудачи. Наиболее предпочтительными при пошиве вещей были все оттенки красного цвета. Традиционно считалось, что они приносят в дом своего владельца счастье, удачу и достаток. Чёрный и тёмно-синий цвета крайне редко использовались при пошиве мужской и женской одежды во всех регионах Узбекистана.

Раньше цвет костюма жены говорил о статусе её супруга лучше всякой визитной карточки. Зажиточные мужчины наряжали своих женщин в голубые и фиолетовые наряды, а супруги ремесленников довольствовались зелёными одеждами. В большинстве случаев наряды изготавливались из дорогих роскошных тканей: атласа, вельвета, бархата. Фасон одежды был прост и лаконичен, ориентирован на комфорт и удобство для человека.

В большинстве случаев костюмы шили из кусков ткани прямоугольной формы, которые могли быть даже не разрезанными, а разорванными по ровному шву. Немного позже, с развитием ткацкого и швейного мастерства, национальная одежда начала изготавливаться несколько иначе. Прямой лоскут ткани перегибался, в результате чего создавались лицевая и задняя части наряда. В подмышечной области размещалась ластовица. Штаны шились аналогичным образом, соединялись прямыми тканевыми отрезами.

Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра, в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так, например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям, золотое шитьё знали в Согдиане ещё до появления шёлка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX – начале XX веков.

Благородные материалы декорировали растительными, реже геометрическими орнаментами. Разумеется, такие наряды были характерны в первую очередь для состоятельных людей. Например, правитель охотно дарил расшитые золотом халаты своим приближённым и не менее охотно принимал подобные подарки.

Узбекский национальный костюм несёт в себе историю народа. Жители кишлаков и горных селений до сих пор бережно хранят секреты изготовления традиционной национальной одежды. Как и много лет назад, они вышивают вручную по-восточному роскошные вещи. И будь то тюбетейка или настенное панно, туфли или халат – каждая вещь является истинным произведением искусства.

 

И мужская, и женская одежда невозможна без халата, который является основным элементом любого костюма. Мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. Стёганый халат носили все, вне зависимости от возраста и половой принадлежности.

Мужские изделия были выполнены в тёмных, сдержанных тонах, отличались простотой и лаконичностью. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Образ узбека обязательно дополняли штаны, которые назывались иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, декоративных элементов, широкие вверху, они  доходили до щиколоток и сужались к низу. Это обеспечивало мужчине максимальный комфорт и удобство в процессе ходьбы или верховой езды.

 

Также представители восточного народа носили куйлак – легкую рубаху, поверх которой надевался летний или зимний халат. В древние времена сорочки имели длину до колена или ниже, немного позже огромную популярность приобрели более удобные и практичные модели длиной до середины бедра. Они имели различные варианты горловины: вырезы могли быть вертикальные, до уровня груди или же горизонтальные, от одного плеча до другого. На праздники надевали шёлковые рубахи.

У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой – джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи – гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Стиль узбеков дополнялся различными головными уборами и аксессуарами.

Кийикча – широкий пояс, который использовался для подвязывания верхней одежды. Также он мог цепляться поверх рубашки. Он представлял собой широкий платок, сложенный полосой или треугольником из шелка, хлопка. Праздничные модели декорировались золотыми или серебряными пряжками.

Образ узбекского мужчины обязательно дополнялся головным убором, который защищал голову своего владельца от палящего солнца и пронизывающего ветра.

Чалма – в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники – небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне – повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.

Хорезмийские и бухарские узбеки предпочитают в качестве головного убора шапки – папахи из овчины разных цветов.

Тюбетейка – традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек – «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм: островерхие, и конусообразные, полусферические и четырёхгранные, круглые и купольные тюбетейки. Самая распространённая мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали чёрный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов: ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение.

Также представители восточной национальности носили кулох – головной убор в форме высокого колпака из войлока, обтянутый сукном, украшенный вышивками, бахромой по краю.

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

 

Женская одежда

При пошиве женского костюма особое внимание уделялось используемым оттенкам, так как они не только подчеркивали изысканный вкус узбечки, но и отражали ее социальное и семейное положение. Например, жены ремесленников чаще всего носили одежду, выполненную в зелёных тонах, а богатые, состоятельные дамы – в фиолетовых и голубых.

Женский традиционный костюм состоял из нескольких основных элементов: платье, шаровары, халат, головной убор, украшения и аксессуары.

Женщины также носят расшитые халаты. Под ними скрываются длинные платья куйлак. Они чем-то напоминают тунику с широкими рукавами. На рукавах могут быть манжеты, а воротник иногда оформляется стоечкой. Внизу надевают украшенные кисточками шаровары лозим, платье – поверх. В некоторых районах женщины носят румчу – приталенные халаты – или тёплые мурсаки – туники на подкладке с запахом. Блеска и шика наряду добавляют украшения – серебряные серьги, браслеты, кольца, коралловые бусы и ожерелья из монет. Мимо такой невесты не пройдёшь!

Ислам предписывает женщинам покрывать голову. По традиции для этого используются два платка – один обвязывается вокруг лба, под вторым прячут волосы. Раньше сверху ещё водружали чалму. До прихода советской власти женщины Узбекистана скрывали свою красоту под паранджой. Наглухо закрытое покрывало имело лишь одно отверстие для глаз, и то дополнительно снабжалось чавчаном – сеткой из конского волоса. Начиная с девяти лет девочки могли передвигаться по городу только в таком виде.

Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой. С течением времени паранджа ушла в историю, женщины стали использовать в качестве головного убора платок.

Верхняя одежда представлена халатами с прямыми длинными рукавами, которые подразделялись на зимние и летние, праздничные и каждодневные. Женский чапан, в отличие от мужского, обязательно украшался яркими, красочными вышивками и узорами.

В большинстве случаев вышивка выполнялась золотом, при помощи бархата и шелка. Одежда декорировалась орнаментами на растительную или геометрическую тематику.

Такие узоры служили не только для красоты одежды, они носили символический характер и играли роль оберега от злых сил и плохих мыслей. Также наряды часто декорировались узорами, подчеркивающими социальное и семейное положение своей владелицы.

Среди женщин популярностью пользовался камзол – приталенная куртка, которая носилась поверх платья или туники. Несколько позже в моду вошли жилетки-безрукавки, они использовались в качестве верхней одежды и назывались нимча, куртки с воротником-стоечкой.

В отдельных регионах Узбекистана женщины носили мурсаки и румчи. Первый представлял собой разновидность верхней одежды, которая имела большую схожесть с халатом и туникой, имел длину до пят и утепленную подкладку. Для большего удобства такие модели выполнялись с запахом. Румча – это приталенный, длинный халат, который полностью прикрывал тело узбечки от посторонних глаз.

Около 250 лет тому назад в женском гардеробе появился камзур – обтягивающий халат с укороченными или зауженными рукавами.

Из обуви женщины Узбекистана отдавали предпочтение сапогам. Для тёплой поры года использовались лёгкие модели из мягкой кожи, не имеющие каблука и задника, с гибкой подошвой. Они носили название ичиги. В них было прохладно и комфортно даже в летний зной. Зимой популярностью пользовались сапоги, изготовленные из резины или кожи грубой обработки. Такие изделия прекрасно сохраняли тепло в зимние морозы.

 

В современном мире у любого народа есть прекрасная возможность воспользоваться инновационными техническими разработками, идти в ногу с прогрессом, внимательно следить за последними трендами моды. И жители Узбекистана не стали исключением. Но не смотря на новейшие тенденции, они остаются преданными своему культурному достоянию.

Узбечки очень любят надевать традиционные костюмы на свадьбы, различные торжественные мероприятия и национальные праздники. Они широко используют элементы и детали народной одежды в современной жизни, подчеркивают таким образом самобытность и аутентичность своей нации, богатство культурных традиций Востока и глубокую историческую связь, уходящую своими корнями в древние века.

  

 

* – Исторически так сложилось, что Средняя Азия в разные периоды истории называлась по-разному. После завоевания Средней Азии Александром Македонским регион также стал именоваться «Трансоксианой» или «Трансоксанией» по названию реки Окс (ныне Амударья).

Название «Мавераннахр» появилось во время арабского завоевания Средней Азии в VII-VIII веках и первоначально означало бескрайние территории по правому берегу Джейхуна (ныне Амударья). Позднее под «Мавераннахром» понимался регион строго между реками Джейхун и Сейхун (ныне Сырдарья), то есть регион, где большую часть территории занимают орошаемые земли, горы и степи. Именно в Мавераннахре находились важнейшие города исламского мира того периода, а также города с высокой культурой и цивилизацией, такие как Самарканд, Бухара, Шаш, Нахшаб, Кармана, Фергана, Худжанд, Кеш и другие. Хотя город Туркестан находился на правом берегу Сейхуна, то есть за пределами Мавераннахра, его часто включали в этот регион.

 

 

 

 

 Источники: 

https://fashionapp.ru/nacionalnye-kostyumy/uzbekskij.html

https://school-science.ru/17/16/52143