+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Цыганский костюм

Цыгане, или рома, известны всему миру. Считается, что свой кочевой путь их далёкие предки начали в Индии, а со временем сформировался особый народ с общими корнями, языком и тщательно охраняемыми традициями. К последним относится и цыганский костюм, отражающий их образ жизни, предпочтения и эмоциональность.

Весьма распространена точка зрения, что традиционный женский костюм у цыган всегда был ярким и дополнялся монистами.
Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их мнению, элементы древнего индийского фасона сохранились до наших дней. В этот комплекс, якобы, входили широкая пёстрая юбка у женщин и жилетка у мужчин.
Однако этот взгляд является неверным. Этнографы уже доказали, что старинная цыганская одежда не имела ничего общего с той, которая существует сейчас.

 

«Цыгане в лесу», Людвиг Кнаус, 1870-е

Для изучения цыганского костюма есть два пути: анализ литературных данных и анализ изобразительного материала.
Перед появлением в Западной Европе цыгане около двухсот лет прожили в Византии. Именно там кочевники переняли существовавшую с V века одежду: нижнюю рубаху с длинными рукавами и плащ из тяжёлой ткани, фасон которой восходил к античной тоге.

В романский период влияние этой моды распространилось на всю Европу. Судя по изобразительному материалу, плащ и рубаха были широко распространены на Западе. Однако в готическую эпоху появились облегающие фасоны, и «византийская» мода ушла в прошлое. Таким образом, относительно единый восточный наряд распался на десятки направлений, в которых, в зависимости от страны проживания, проявлялись славянские, французские или испанские черты.

Московский цыганский хор под руководством Ивана Григорьевича Лебедева

Наиболее показателен наряд русских цыганок, зафиксированный на зарисовке английского путешественника Аткинсона. Этот художник издал в 1803 году альбом о быте и костюмах России. Цыганки на его наброске предстают в кокошниках, душегреях и шалях. Волосы их, как и у русских женщин, заплетены в косу и перевязаны лентой. Лишь ребёнок за спиной придаёт рисунку «цыганский» оттенок.


Естественно, сарафаны и кокошники недолго оставались приметами русских цыганок. Уже в середине XIX века кокошник стал анахронизмом даже в крестьянской среде, и общие изменения в костюме русского простонародья тут же отразились на цыганах. Этническая группа русска рома стала носить более современную деревенскую одежду. Заимствования шли по всем направлениям: в быт проникали зеркала, самовары, православные иконы, образующие в шатре «красный угол».

 
 «Цыганские типы», фото М. Дмитриева (Нижний Новгород), 1890-е г.

 

Мониста были частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она просватана. Точно так же косынка, завязанная особым образом, отражала семейный статус. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Фартук служил прежде всего для того, чтобы защитить домашнюю утварь от осквернения подолом юбки. Причёска, при которой пряди свисали с висков, по всей видимости, существовала много столетий подряд. Возможно, это отголосок индийского субстрата.
Юбка относилась к несшитым формам поясной одежды. Она была разрезной спереди, то есть представляла собой кусок присборенной ткани с оборкой внизу. В восьмидесятых годах XIX века появилась классическая женская кофта двух разновидностей: с длинным рукавом (до запястья) или коротким (до локтя). Шили её из тканей ярких цветов, зачастую узорчатых.
Важным дополнением к женскому наряду была шаль. С одной стороны, это было отражением общеевропейской и русской моды XIX века. С другой, причины увлечения этой деталью у цыганок были глубже. На протяжении всей истории в таборах была сильна традиция носить накидки и покрывала. Ими защищались от дождя, в них заворачивали детей, их растягивали на ветках во время стоянок. Отсюда — огромное разнообразие способов ношения шали, недоступное другим европейским женщинам. Румынки, русские, француженки накидывали платок на голову или плечи. Цыганки же, вдобавок, обматывали шаль вокруг тела, завязывали через плечо, повязывали на бёдра и так далее.

 

Мужской костюм был не менее выразительным, чем женский, — очень красивый и пронизанный чувством меры. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм: украшенные вышивкой и аппликациями куртки, жилетки, штаны, высокие сапоги из узорчатой кожи. К восточноевропейскому образцу относились также широкие кожаные пояса и головные уборы. Тем не менее, в комплексе это уже был именно цыганский костюм благодаря продуманной соразмерности деталей.
Дополнительными аксессуарами мужского костюма были платок, посох и трубка. Платок крепился к пиджаку, образуя спереди дугу и свисая складками с бедра. Никакой функциональной нагрузки он не нёс и был нужен только для красоты. Высокий посох с серебряным набалдашником и трубка подчёркивали мужскую основательность, неторопливость цыгана. Впрочем, курили и женщины. Трубки богато украшали полированным деревом, костью и металлом.

Эталон женского цыганского костюма – длинная пышная юбка с воланами, пёстрая блуза с широкими рукавами и обилие украшений – окончательно сформировался в Румынии в конце XIX века, когда рома получили в этой стране свободу. Кочевники отправились колесить по Европе, и яркие одеяния пришлись по вкусу зрителям их уличных выступлений. Эти фасоны переняли и остальные цыгане. До этого осевшие в России рома носили тюрбаны, простые платья и длинные шали. Финские цыганки шили чёрно-серые наряды из тяжёлых плотных тканей, например, бархата. В Англии темноволосые красавицы носили яркие плащи с капюшонами — чтобы жаждущие гадания могли увидеть цыганку издалека. Покинувшие Византию рома надевали светлые рубахи, тюрбаны и повязывали плащ через плечо. В балканских и мусульманских странах до сих пор многие цыгане носят шаровары.

Свободные одежды не сковывают движений во время зажигательных танцев, а яркие цвета выглядят экзотично и привлекают внимание, поэтому на публику рома выходят именно в привычных для зрителей костюмах. Дома, понятно, одеваются куда проще. Однако кому интересны обыкновенные домашние одежды? Вот художники с режиссёрами и помещают цыганок в юбках с воланами хоть в средневековую Европу, хоть в наполеоновские времена.

 

«Цыгане», Щеголь Георгий, 2020 г.

Цыганский шатёр, 1889, Молдавия, Кишинёв, Из альбома П.М. Кондрацкого «Виды Кишинёва и его окрестностей», 1889

«Цыганский табор у костра», Маковский К.Е.

«Цыганка», Николай Харитонов

«Цыгане в лесу», Людвиг Кнаус, 1870-е

 

 

 

Использована информация из источников:

 https://ethnomir.ru/articles/tsyganskiy-kostyum/

https://этнопетербург.рф/etnotovary/natsionalnye-kostyumy/index.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=7947

https://rcrkoo.ru/archives/digital_catalogue/%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D1%8B-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD