Беркутчи
Почему людям хочется заводить домашних животных?
Вот лишь несколько причин: получение эмоциональной поддержки, проявление любви и заботы, поддержка физической активности, снижение стресса и депрессии, чувство собственной значимости, дополнительное развлечение и радость. Другое дело на селе, где скотину заводят для пропитания.

Ещё есть профессиональные охотники и рыбаки, они содержат животных, которые помогают им в работе. Это охотничьи собаки, хорьки, в Китае ловят рыбу с помощью ручных бакланов. Но есть древнее искусство, ставшее в наше время хобби или экзотическим видом спорта – соколиная охота.
Зародилась она в Азии. Самое раннее изображение соколиной охоты – барельеф, обнаруженный на территории современной Турции и датированный XIII веком до нашей эры. На нем юноша держит на одной руке сокола, а другой придерживает ремешок, идущий к ногам птицы.
Во II веке до нашей эры китайские императоры для ловли фазанов использовали обученных соколов. В III веке н.э. соколиная охота проникла из Китая в Корею и Японию.
Уже в XI веке нашей эры соколиная охота в Азии сложилась как форма культуры. Специалистом, знатоком и ценителем ловчих птиц был Чингисхан. Соколиная охота при нем была тесно связана с армией, ставшей в те времена непобедимой. Традицию продолжил его внук Хубилай, который, по описанию известного путешественника Марко Поло, выезжал на охоту с 10000 соколов и 500 кречетов.

Крупным знатоком охоты с ловчими птицами, особенно с алтайскими кречетами, был Тамерлан и его злейший враг Баязид, чей охотничий двор обслуживало 6 тысяч сокольников и 7 тысяч псарей. Ни один европейский король не мог позволить себе такой роскоши.
В V веке нашей эры соколиная охота стала известна в Европе. Тогда же, при короле франков Хлодвиге, в своде законов «Салическая правда» определено наказание за воровство ястреба: укравшему ястреб должен был выклевать 6 унций мяса из ягодицы (примерно 120 г. – с кулак).
Любителями охоты с ловчими птицами были Карл Великий (XIII век) и Фридрих Барбаросса (XI век). Но апогея она достигла при внуке Барбароссы, императоре Священной Римской империи Фридрихе II Гогенштауфене. Его трактат «Де артэ винанди кум авибус» («Об искусстве охоты с птицами»), писавшийся в течение 30 лет – это и ценный исторический документ, и фундаментальное руководство по соколиной охоте, не потерявшее своей актуальности и сейчас.
На Руси соколиная охота появилась где-то на рубеже VIII-IX веков, предположительно благодаря кочевникам-хазарам. По преданию, у князя Олега (IX в.) в Киеве был соколиный двор. Упоминание о соколах и ястребах в своей «Духовной» делает Владимир Мономах (X в.).
При Иване Грозном держали при дворе несколько сотен птиц, и даже дорожную подать брали с купцов голубями для соколов.
Однако настоящего расцвета в России соколиная охота достигла при отце Петра 1, Алексее Михайловиче Романове, для которого «птичья потеха» была страстью всей жизни. Во времена его царствования стали охраняться места гнездовий кречетов на Мурманском берегу – кречатьи седьбища – по сути, первый заповедник на Руси. В царских кречатнях в сёлах Коломенское и Семёновское содержались более 3000 ловчих птиц.

Будучи романтиком и обладая поэтическим даром, Алексей Михайлович создал свой устав соколиной службы – «Урядник сокольничьего пути». Текст состоял из двух частей: правил поведения сокольников, а также лирического художественного произведения, вошедшего в классику древнерусской литературы. Именно при нём этот вид охоты перешёл из сферы материальной в сферу культурную. После его смерти соколиная охота стала стремительно угасать.
Сегодня в мире охота с ловчими птицами популярна в 86 странах, где более 20000 сокольников. Лидером СО в мире являются США (10000 сокольников), Англия (5000 сокольников), Франция, Германия, Испания, ОАЭ.
16 ноября 2010 года соколиная охота была признана объектом нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (всемирной организации по защите культуры).

В России соколиной охоты практически нет. Насчитывается едва ли 200 человек, кто пытается ею заниматься, и только у 15-20 иногда получается приносить добычу из полей.
Соколиная охота – уникальная часть мировой культуры, впитавшая за тысячи лет истории творческий опыт самых разных народов. Аскетическое благородство отношений человека и бесстрашной птицы признаны всеми мировыми религиями. Роль соколиной охоты в жизни человеческой цивилизации трудно переоценить – мы живем в мире, устои которого созданы человеком с птицей на руке. Свидетельства тому – державные символы, произведения светского и духовного искусства, названия улиц и городов, неизгладимый «генетический след».
Во времена своего расцвета соколиная охота была эффективной составляющей политики России. Наряду с сильной армией и эффективной властью, соколиная охота была признаком суверенности государства, школой высшего менеджмента и просвещения российской аристократии. Неудивительно, что российская соколиная охота приобрела среди т.н. «высоких» охот подобающее ей – высшее положение и статус государственного дела. Охота с ловчими птицами безраздельно господствовала на просторах Руси. В царском дворце и в помещичьей усадьбе соколиная охота была частью дворянского быта, ее основами владел любой истинный охотник.

В чем секреты притягательности соколиной охоты?
Ловчая птица – воплощение мечты людей о красоте, свободе и справедливости. Жесткий менеджмент, переходящий границу добровольности, в соколиной охоте не применим. Ловчие птицы лишены инстинкта подчинения лидеру. Только общность целей и равноправное партнерство.
Совсем другое дело Средняя Азия.
Добычей зверя и птицы в степи промышляли издревле. Но кочевники, жившие в особой гармонии с природой и ценившие её красоту, привнесли в это старинное занятие свои традиции. Самым популярным и излюбленным видом их охоты была традиционная охота с ловчими птицами – саят.
Суровая кочевая жизнь не баловала степняков излишествами. Видно, поэтому так дорожили они своими верными спутниками – резвым конём и отважным беркутом.
Беркутчи – так называли опытных ловцов птиц, занимающихся их выучкой, – пользовались в народе большим уважением. До сих пор живут легенды и предания о знаменитых охотниках и их питомцах. Говорят, беркут по кличке Сарыкус (Рыжая птица), принадлежавший Тинею из рода Найман, запросто брал не только лисиц, но и волков, маралов и оленей. А прославленный беркутчи Жалаир Шора, едва взглянув на парящую в вышине птицу, мог определить её вид и возраст. О нём народ даже поговорку сложил: «Беркут в полёте изнемогает, а на земле Шора поджидает».
Для охоты ловцы птиц приручали многих хищников из семейства пернатых. В зависимости от оперения, размеров и сложения их относили к разным группам. Например, ястреба и кобчика причисляли к одной группе, пустельгу и чеглока – к другой, а сокола-сапсана и дербника – к третьей. Способ нападения на жертву тоже служил для различения хищных птиц. Так, ястреб налетает на добычу – а ею чаще бывают птицы – снизу. Сокол же, наоборот, сначала камнем падает с высоты вниз, перед самым носом жертвы резко взмывает и уже сверху набрасывается на неё. Ловкие и дерзкие сапсаны при этом либо вспарывают несчастной брюшко, либо срезают крыло.
Самой сильной, смелой и умной птицей всегда считался беркут – степной орёл, которого степные охотники называли птичьим богом. Особенно ценился орёл, обитающий в высокогорье. Крупное тело этой птицы покрыто длинными густыми перьями, длинную шею венчает небольшая змеевидная голова, у неё мощные прямые плечи, горделивая посадка, а горящие, глубоко посаженные глаза довершают её величественный облик.

Не так-то просто поймать и приручить эту бдительную и осторожную птицу. Она достаточно смела, сообразительна и быстра, чтобы дать отпор. Укрощение и выучка дикого беркута – занятие сложное и даже опасное, требующее особого терпения и выдержки. Зато потом питомец с лихвой вознаградит своего воспитателя: добудет любую степную живность, перехитрит лису, да и в волка когти вонзить не побоится.
Мастерство беркутчи – многогранное искусство, полное таинственных секретов. Но главные слагаемые, которые помогают человеку переломить гордость властителя небес, – это терпение, настойчивость, глубокое знание природы и, конечно же, опыт.
Беркута до года называют балапаном, двухлетний хищник – это уже кантубит, трехлетний – тырнек. Достиг 7 лет – будет кана, в 12 лет – шогел.
Беркут для казахов – священная птица. Но по правилам, когда она проживет с хозяином 10 лет, её нужно отпустить на волю. Это делается для того, чтобы хищник мог дать потомство, ведь в неволе он не размножается. Пару он находит на воле сам.
На охоту беркутчи выходили и поодиночке, и группой. Они прекрасно знали повадки любого степного животного, места его обитания и сезонной охоты, время появления приплода и особенности рациона. Идя по следу, охотник заранее предвидел, где зверь притаился, откуда может напасть, как станет хитрить, путая след, и как будет защищаться. Охотничий промысел требовал немалого опыта, храбрости и упорства.

Кочевники – вольнолюбивые дети природы – видели в этом занятии не только добычу трофеев. Например, казахское слово саят объёмно и многозначно, оно как бы сводит воедино три разных понятия: охоту, соревнование и отдых.
Таким, по сути, и был салбурын – массовая коллективная охота, которая устраивалась как торжественное мероприятие и сопровождалась праздничной атрибутикой. Салбурыном обычно руководили опытные беркутчи. В охоте принимали участие мергены (меткие стрелки), загонщики, владельцы борзых, всевозможные добровольные помощники, а чтобы было веселее, к охотникам примыкали музыканты и певцы, сказители старинных преданий и люди, знающие толк в шутке. Ставили юрту на берегу речки в гористой местности, где вдоволь зверья и птицы, и развлекались, чередуя охотничьи вылазки весёлым отдыхом – с песнями, шутками и байками у костра.
Отправляясь на промысел, беркутчи облачали своих питомцев в специальное снаряжение. Когда желаемая добыча оказывалась на доступном расстоянии, один из них сдергивал с головы своего орла колпачок и подбрасывал его в сторону удаляющейся жертвы. Остальные беркутчи, уступив дорогу мчащемуся всаднику, ожидали момента, когда смогут показать собственное искусство.
Интерес к древнему искусству не угас и ныне. Бурлящий в крови охотничий азарт, словно природная связь поколений, нет-нет, да взбередит душу потомка кочевников, которые когда-то сложили эти строчки:
…Взыграет сердце, утоляя свою страсть,
Когда на зверя ты заставишь птицу пасть.
Увижу хищника бесславный я конец –
Забавен миг, когда обманется хитрец.
В Казахстане часто проводят соревнования среди охотников с хищными птицами, развивая это искусство. В декабре 2024 года беркутчи Казахстана состязались в Павлодарской области.
Уже 20 лет подряд в Монголии проводится ежегодный фестиваль охотников с беркутами «Золотой орёл» или просто фестиваль Беркутчи.
Фестиваль проводится рядом с городом Улгий (Баян-Улгий) в первое воскресенье октября и предшествующую ему субботу. Фестиваль приурочен к началу охотничьего сезона. Летом с беркутами не охотятся.
Начинается фестиваль с парада участников.
Всадники с орлами выстраиваются в колонну и делают несколько кругов перед зрителями по полю, где будут проходить состязания. В этой же колонне едут и наездники на верблюдах.
Затем начинается индивидуальное представление участников. По сути тот же парад, только теперь каждый выезжает в одиночку, демонстрируя себя, коня и птицу.
В первый день это «призыв орла». Охотник находится внизу на поле, а помощник с птицей на горе. Охотник начинает звать орла голосом (ну и куском мяса тоже), помощник отпускает беркута и тот должен за минимальное время сесть охотнику на руку. На поле расчерчены круги с цифрами 6,8,10, чем дальше от горы, тем больше. Соответственно, чем из более дальнего круга охотник зовёт орла, тем больше очков он получает в случае успешного завершения упражнения.
Второй день – имитация охоты. Имитация – потому что живых животных в качестве приманки не используют, только чучела. Всё так же, как и в первый день, только беркут должен прилететь не на руку, а на приманку, которую охотник таскает за собой на верёвке.
Охота эта сейчас забыта, и поэтому в Казахстане ее внесли в категорию спорта, чтобы популяризировать среди населения. В некоторых регионах появились секции, где обучают этому искусству всех желающих.
Использована информация и фото из источников:
https://nomadmgz.kz/index.php/heritage/163-berkutchi

