+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Виктор Бахтин

Картины этого художника известны во всём мире. Его работы можно увидеть в шведском королевском дворце, покоях японского императора, более ста работ находятся в различных галереях, частных коллекциях Европы, Америки, Южной Африки, Японии.

Виктор Владимирович Бахтин – это не только талантливейший художник-анималист с мировой известностью, но и ещё столбист, дельтапланерист, поэт, киносценарист.

Виктор Бахтин родился в 1951 г. в Красноярске в семье, принадлежащей древнему роду Бахтиных из Орловской губернии. Его дед – герой Первой мировой войны, отец – почетный железнодорожник.

С пяти лет Бахтин серьёзно занимался музыкой, прекрасно играл на скрипке и очень мечтал стать музыкантом, но… в 18 лет на Столбах происходит несчастный случай – Виктор упал со скалы и получил перелом левой руки. С мечтой о музыкальной карьере пришлось расстаться.

Похоже, судьба приготовила этому человеку много испытаний. Его ждали в жизни падение с мотодельтаплана, попадание под грузовик и реанимация, удар молнии, потеря слуха, зрения...

Все эти случайности были не случайны – Виктор начал рисовать, что для него было нелёгким делом. Виктор был левшой и ему пришлось учиться работать правой рукой. Но нет худа без добра – со временем деятельность левой руки восстановилась, и он рисовал обеими руками.

Бахтин заочно окончил графический факультет Московского полиграфического института, после чего получил приглашение на работу в Красноярское книжное издательство. Работе здесь он посвятил много лет. Сначала его основными работами были карикатуры в красноярских газетах. Затем он начнет иллюстрировать книги. В его списке более 70 книг, среди которых «Борьба за огонь» Жозефа Рони-старшего, сказки Г.Х. Андерсена и К.Д. Ушинского, басни Крылова, «Башня птиц» О. Корабельникова, где он изобразил славянскую звероподобную нечисть, «Последний поклон» и «Царь-рыба» Виктора Астафьева, произведения Валентина Распутина, Василия Шукшина, Романа Солнцева и других писателей.

Кстати, сам Виктор Астафьев очень положительно отзывался о работе Бахтина, пожалуй, он был единственным художником, чьи иллюстрации к его произведениям автору понравились.

И это, конечно, не случайно, ведь художник специально ездил на север, чтобы своими глазами увидеть то, о чём писал Астафьев и проникнуться духом, которым живут герои писателя.

Бахтин был первым иллюстратором романа Валентина Пикуля «Фаворит», шести томов Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», вышедшего в Красноярском книжном издательстве. Персонажи сказки, которых нарисовал художник, внешне напоминали конкретных политических деятелей того времени, друзей художника.

Одной из главных работ Виктора Бахтина стала «Красная книга» Красноярского края – первое подобное региональное издание в СССР. Художник работал над ней 10 лет – более 200 серьёзных работ, которые вошли в каталог.

Самое интересное, что всех животных художник рисовал с натуры – неделями прятался, чтобы запечатлеть их во всей красе, изучал детали оперения птиц, воспроизводил мельчайшие детали облика своих героев. Всё это в сложнейшей живописной технике с точностью фотоаппарата или кинокамеры. Он облазил буквально весь Север, чтобы увидеть и нарисовать редких птиц.

При этом специального зоологического или орнитологического образования у Бахтина не было, тем не менее, он мог по внешнему виду запросто определить возраст зверя или птицы, пол по поведению.

В процессе работы над Красной книгой состоялась его встреча с птицами, которые стали его любовью на всю жизнь – журавли. Этих птиц он очень полюбил и изучил досконально.

Как говорил сам художник «Дайте мне любое перо любого журавля, и я вам скажу какому виду он принадлежит, какого пола он и из какого места взято это перо».

Иллюстрациями к книге восхищаются не только специалисты. Известный телеведущий, Николай Дроздов, считает, что настала необходимость издания новой Красной книги, но обязательно с иллюстрациями Виктора Бахтина.

Любовь к животным это ещё и атлас «Редкие малоизученные птицы Тувы», инициатива создания в Красноярске зоопарка, задолго до открытия «Роева Ручья». Кроме того, у художника была мечта, которую он пронёс через долгие годы – создание галереи портретов животных.

К зимней Спартакиаде народов СССР 1982 г., проходившей в Красноярске, Бахтин создал «Соболька Кешу» – талисман, ставший не менее популярным, чем олимпийский мишка в 1980 г. «Кеша» сопровождал и вторую красноярскую Спартакиаду 1986 г.

Помимо иллюстраций, Бахтин создал колоду карт, которые называют «русским Таро». По свидетельству специалистов, это одно из лучших художественных воплощений знаменитых карт, одно из самых редких и дорогих изданий. Он принимал участие в разработке герба г. Красноярска, а также создал эмблему для организованного им фонда «Красноярский зоопарк».

На одной из конференций в Прибалтике произошла судьбоносная встреча художника с Джорджем Арчибальдом. Арчибальд являлся директором Международного Журавлиного Фонда. Ему очень понравились рисунки Бахтина к Красной книге, и он предложил поработать художнику в Фонде, но с условием – рисовать анималистические картины (картины с изображением животного мира) и выучить английский язык.

Это было в 90-х.

В Швеции Бахтин жил и работал в зоопарке с журавлями, рисовал животных. После Швеции состоялся переезд в Испанию. В это время в Швеции проводился марафон, организованный Голландским фондом «Художники для природы». Эта организация каждый год собирает художников-анималистов со всего мира на какой-либо территории. Обычно это территория, которая нуждается в охране. Фонд издает книгу об этих местах, продает картины животного мира, написанные художниками-анималистами, а на вырученные деньги устраивает следующий проект. Бахтин участвовал в нескольких таких проектах в Испании, на Аляске.

В 1994 году художник перебирается в США. Первоначально виза ему была предоставлена всего на полгода. Однако по окончании этого срока около 40 организаций (природоохранных, научных, творческих) ходатайствовали о продлении срока пребывания художника в стране. В визе было написано «пришелец с выдающимися способностями». Такие слова –свидетельство признания таланта художника. В Америке очень много художников-анималистов, чтобы выделиться среди них, необходимо обладать незаурядным талантом, доказать, что ты входишь в двадцатку лучших художников мира.

Его работы отмечены самыми высокими наградами на национальной выставке анималистов в Кентукки в 1998, 2000 году.

В 1995 году Бахтин был назван лучшим анималистом штата Висконсин (Чикаго), а его работы включены в престижную книгу «Лучшие в области анималистики». Союз художников графства Саук избрал его своим почётным членом.

Поклонников его таланта привлекает не только содержание его работ, но и живописная техника, картины мгновенно приковывают к себе внимание.

Первые свои картины Бахтин рисовал в черно-белом цвете, постепенно перешел на большие полотна, а за основу взял сложнейшие живописные техники, акрил, акварель, рисует только с натуры.

«Я раб деталей. Наверное, благодаря книжной графике – приходилось внимательно вникать в произведение, дабы избежать каких-либо неточностей», – говорил художник о себе. Без единой ошибки он на память мог нарисовать любую птицу Сибири или России. Все работы отличаются очень точной прорисовкой всех деталей, в цвете, даже в оттенках. «Быть лично знакомым с каждым, кого я изображаю», – таков его принцип.

Такая точность не просто удивляет, но и приводит в восторг, не только биологов, но и «братьев по кисти». Но, что интересно, художник никогда не повторялся и не писал одинаковых картин, это претило ему.

Несмотря на то, что у Виктора очень хорошая память, иногда он использовал фотографии, изучал по ним отдельные детали, неслучайно японцы и китайцы принимали его картины за работы восточных художников.

Порой фантазия была просто необходима, когда невозможно увидеть то, что необходимо нарисовать: как, к примеру, нарисовать сокола, атакующего лугового петушка? Такое задание выполнял художник, иллюстрируя книгу о соколиной охоте (одна из его последних работ в Америке).

В природе такое действо происходит далеко от наблюдателя. А работы Бахтина не просто фотографичны, он никогда не воспроизводил рисунок один к одному, он всегда творил – стремился что-то добавить, убрать лишнее.

За годы пребывания в США он побывал в многочисленных творческих экспедициях в Канаде, Швеции, Испании, Финляндии.

В 1998 году он получил вид на постоянное жительство в США. Здесь у него был дом и небольшой зверинец: два попугая, четыре кота, две собаки, жаба, змея и опоссум.

Работает художник в основном по заказам богатых людей. На одно полотно тратит не меньше месяца. За эти годы он создал огромную галерею портретов животного мира России, Тайваня, Бразилии, Америки, Мексики, Канады, 400 картин – из которых проданы все до одной.

Бахтин мог спокойно жить на свои доходы только от продажи картин, это может себе позволить далеко не каждый художник, живущий и работающий в Америке. Но он любил трудиться: периодически устраивал персональные выставки, давал частные уроки рисования, иллюстрировал книги, издающиеся в России, в Америке.

Виктор Владимирович проявил свой талант и в литературной деятельности.

 

Повесть «Ветхий Замес» стала определенно новым этапом в жизни художника, связанный с появлением в его жизни художницы, писательницы, любимой жены – Марии Валиевой.

В 2000 году, буквально за 6 часов до наступления нового года он закончил свой литературный труд. Проблема была в одном: он не умел печатать и стал искать, кто бы смог ему помочь, тогда он и попросил Марию помочь ему напечатать текст повести, в обмен на панно, которое он обещается нарисовать ей.

Знакомство переросло в теплую дружбу, а после завершения работы над книгой, они уже больше не расставались, стали мужем и женой.

В 2005 году за повесть «Ветхий Замес» на национальном литературном конкурсе «Золотое перо России», в номинации «Юмор» Виктор Бахтин был отмечен Гран-при.

В 2008 г. Бахтин вернулся в Красноярск, чтобы провести выставку своих работ «Три грации». Тогда же в Красноярске вышел альбом «Прикосновение к тайне», в который вошла книжная графика и анималистическая живопись Бахтина. Как отмечают издатели, это была первая попытка исследования творчества художника. В 2009 году состоялась его выставка в музейном центре на Стрелке, вышел авторский альбом в издательстве «Растр».

 

История из жизни

Существует международная программа по восстановлению численности американского белого журавля. Птиц искусственно выводят в условиях неволи.

В условиях природы журавли очень общительные птицы, очень верные друг другу, не терпят беспорядков, ссор. Гнёзда они вьют прямо на земле, самка приносит 2 яйца, которые высиживают оба родителя. В неволе всё происходит совсем иначе. В заповеднике живут только самочки журавлей, их осеменяют искусственно. Птицы, живущие в неволе, никак не воспринимают своих сородичей. В качестве соплеменника и друга журавли принимают сотрудников зоопарка.

Всё дело в импринтинге. Это свойство животных открыл знаменитый австрийский учёный Конрад Лоренц, с именем которого связана целая эпоха в изучении поведения животных. В своё время со страниц журналов и газет не сходили фотографии, где учёный плыл во главе выводка утят, или шёл во главе стайки гусят.

Любое живое существо, которое окажется возле них сразу после рождения – станет им матерью, утята обязательно побегут за человеком, если он будет крякать им вместо матери.

Импринтинг – явление необратимое. Взрослея, такие птенцы везде и всюду следуют только за человеком – идут по тропе, плывут вслед за ним, могут взлететь по движению руки.

В искусственно созданных условиях, матерью-«наседкой» будет тоже считаться человек.

Чтобы журавлиха снесла яйцо в неволе, рядом с ней должен быть её муж, который будет строить гнездо, кричать, прыгать, танцевать, постоянно быть с нею.

Виктору Бахтину была поставлена задача, стать на время «мужем» журавлихи Тани. Требовалось срочно найти замену, это было не простое дело, так как журавлиха не могла никого терпеть, кроме Арчибальда и Виктора. Вот и пришлось Виктору взять на себя роль «мужа» журавлихи.

– Эта журавлиха заставляла меня с собой танцевать. Она меня всему учила: как подбрасывать щепочки вверх перед танцем, как строить гнездо, как мириться после ссоры. Она затанцовывала меня так, что я падал, и тогда меня хоронила: забрасывала печально соломинками. – рассказывал Виктор Бахтин, – И когда это всё закончилось через две недели, я очень затосковал, и написал ей любовное стихотворение на английском языке. Если перевести его на русский, то не смешно получается. Давайте не будем.

To Tanya That's all, my girl.

My heart is broken.

You don't call me anymore.

We stay beside without talking.

Your wedding dress is torn . . .

Oh . . .

I understand you are too proud,

You can't afford to be in love, without feathers.

No doubt . . .

You lost some beauty, slightly,

Ah . . . I love you still, forget your fear,

D' you mean to say all was in vain?

Just call me back, come on, my dear,

I wanna love a bald crane.

I a’m a gentleman. I understand your silence.

It's not my fault that you began to molt.

OK, OK, I won't resort to violence.

I am not "macho," not at all.

I can foresee some future: in a year

By any means (this world is pretty small)

I'll come again with open wings and here

I'm gonna dance with you until the featherfall».

 

 

Использована информация из источников:

 

https://ostrovlib.ru/bazadanblx/file/167246268091.pdf

http://my.krskstate.ru/docs/painters/bakhtin-viktor-vladimirovich/

https://www.calameo.com/books/00708372966b3c0898201