+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Казачий костюм

Существует множество легенд о происхождении такой этносоциальной группы, как «казаки». Но абсолютно все версии сходятся на том, что этот воинский народ издавна являлся одним из храбрейших на Руси

Исторически казаки отличались территориальным происхождением, самые известные из них: донские, уральские, сибирские и запорожские. Пожалуй, этот фактор и являлся одним из главных отличительных признаков в традициях, в быту, в народной одежде и во многом другом.

Так как главной целью образования казаков была военная деятельность, следовательно, их одежда как повседневная, так и выходная – это практически военная форма. Из головных уборов носили и носят по сей день папахи, кубанки и фуражки.

Самой распространенной была кубанка из каракуля (шерсть ягненка каракульской пароды). Убор был черного или белого цвета. По околышу фуражки, а также по верху кубанки можно было определить принадлежность к конкретному войску.

На тело надевали косоворотку (русская народная рубаха из льна и хлопка), гимнастерку, бешмет (стёганый полукафтан). Поверх - китель, бекеши (пальто), черкеску и бурку (безрукавный плащ белого, чёрного или бурого цвета, сделанный из войлока). На верхней одежде нашивались погоны, галуны и шевроны, которые указывали чин и происхождение казака.

Неотъемлемой частью костюма являлся так называемый «башлык». Это большой конусовидный капюшон с длинными концами, по которым можно было узнать возраст казака.

На ноги надевали брюки или шаровары, а на пояс - ремень с определенным набором. На боковых швах брюк обязательно пестрели цветные лампасы, которые указывали принадлежность к войсковому казачьему сословию и являлись символом вольности, а также сословной принадлежности. Основной обувью служили ичиги (сапоги).

Самым популярным оружием казака является «шашка» (холодное оружие, длинный клинок).

По сей день казачий народ существует в России и активно передает традиции и обычаи из поколения в поколение, сохраняя первоначальный быт.

 


Текст: Айсель Джафарова

Фото: Архив Дома Дружбы народов Красноярского края