+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Армянский костюм

Армяне – один из древнейших народов мира. Документальная история армянского народа насчитывает около 3 тысяч лет.

На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения. Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего Востока.

Армянский национальный костюм – тараз - отражение менталитета народа. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нации. Тараз имеет многовековую историю, национальный костюм также богат и разнообразен, как и язык.

 

Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.

 

Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде. В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способам и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский и западноармянский․ В национальном костюме хорошо выражены социальные, обрядово-ритуальные, половые, возрастные и даже профессиональные различия. Именно поэтому, люди по костюму могли с первого взгляда определить принадлежность его носителя к тому или иному слою общества.

Мужской национальный костюм состоял из двух основных частей: верхней (рубашка, жилет, шуба) и нижней (штаны, шальвары). Воротник рубашки нередко украшали вышивкой. Одежду шили из хлопчатой ткани, западные армяне использовали также козью шерсть. Традиционной одеждой считался черкеси, который носили поверх рубашки и жилета. Было неприемлемо показываться в общественных местах без черкеси даже в жаркую погоду. Самыми распространенными головными уборами были разнообразные шапки, которые изготовлялись из овечьей шерсти.

Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали аралух. Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – елак. Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась бачкон. Вся одежда имела очень красивую вышивку.

Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.

 

В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха халав, штаны похан, верхнее платье архалух и передник гогноц. По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье минтана.

 

Рубаха халав была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны похан. Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.

Поверх рубахи и штанов надевали платье архалух. Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.

Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли гогноц и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок.

 

Жительницы восточных областей Армении под длинной красной сорочкой носили длинные красные штаны, нижние части которых были сшиты из более дорогой ткани. Одежда жительниц Западной Армении выглядела примерно так же, хотя были небольшие отличия (сорочка была белой, использовалась вышивка, обязательно присутствовал передник). Из украшений носили ожерелья и серебряные браслеты.

  

Интересный обряд, связанный с кроением одежды, существует во время армянской свадьбы. За несколько дней до торжества родственницы жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь выкроить и сшить платье. Жена посаженного отца должна была кроить и нарезать материал. В процессе она бросала ножницы, ругаясь из-за того, что те не заточены, и говорила, что больше помогать не будет. Однако, согласно поверьям, если она не раскроит платье, свадьба не состоится. Потому все гости начинали задабривать ее деньгами и угощеньями. Тогда она продолжала работу.

Свадебная одежда в традиционном обществе отличалась лишь тем, что архалухи шили из более дорогих тканей. Другим был и цвет свадебной одежды. Например, носки обязательно делали красного цвета, который считался защитным. Важным элементом свадебного наряда были серебряные пояса. Их новобрачным вручали родители невесты во время венчания. Раньше частью свадебного наряда был и передник из дорогих тканей, который расшивали золотыми нитями. Свадебный наряд украшался вышивкой.

Часто вышивку на свадебных нарядах делали красно-зеленого цвета. В данном случае зеленый символизировал весну, молодость, новое поколение.

Типичная для женского национального костюма вышитая ткань помимо эстетической функции выполняла также другую, пожалуй, даже более важную, ритуальную и защитную функцию. Этим вышивкам приписывали магическую силу и верили, что женщины, носящие их, защищены от злого и вредного воздействия. Эта идея была заложена и в женский головной убор. Считалось, что головной убор способен защитить женщину даже от удара в затылок.

Особую роль играл головной убор. Он нёс в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, её головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.

 

Замужние женщины носили «башенку». Она была высотой 8-18 см и сделана из нескольких слоёв проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зелёным. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

Западе армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звёздами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоёв проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

  

Носки и обувь были важной частью национального костюма и также защищали от холода.

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника, обязательно надевали носки или чулки. Ходить босиком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зелёной кожи – для женщин, из чёрной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве – махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

 

Часто выбор цвета для одежды армян зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зелёный.

Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. Красный в сочетании с зелёным был символом свадьбы. Чёрный цвет считался траурным и символизировал старость. Жёлтый использовали крайне редко. Он, как и чёрный, имел негативное значение и чаще всего его ассоциировали с увяданием и болезнью.

Важной частью тараза были украшения, которые выражали эстетические предпочтения носителя. Особую группу украшений составляли предметы ритуального значения: украшения от сглаза, талисманы и кресты. Они предназначались для лечения болезней и их использование сопровождалось магическими, ритуальными причитаниями.

Хотя предметы украшения в Западной и Восточной Армении отличались, но были у них и сходства в плане цвета, формы и смыслового наполнения.

Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Прежде всего, это были семейные драгоценности, которые передавали из поколения в поколение. Носили армянки ожерелья, браслеты (как на руках, так и на ногах). Иногда в нос вставляли специальные серебряные украшения с элементами бирюзы. Пуговицы на одежде тоже нередко были серебряными.

 

Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же, как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.

Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».

 

 

Использована информация и фото из следующих источников: 

 

https://www.armgeo.am/ru/armenian_national_dress/

https://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/armyanskie/

https://nazaccent.ru/content/4987-armyanskij-kostyum.html