+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Чатхан

Музыка Хакасии богата и многогранна, ведь у древних жителей Минусинской котловины и близлежащих территорий она была главным элементом культуры. Хакасы всегда любили петь, аккомпанируя себе, а сказители напевно рассказывали эпические сказания о богатырях, богах, исторических событиях.

В хакасской музыкальной традиции как в зеркале проявляется вся непростая история народа, наполненная войнами, героическими деяниями и обычными трудностями. Поэтому всё, что связано с музыкой, в Хакасии приобрело особое значение: народные инструменты здесь разнообразны и обладают не только практическим, но и символическим значением. Каждый из них считался даром духов: хомыс, хобырах, шор, ыых, чатхан. Они с помощью музыки передают свои послания людям.

Тело моё – из земли,

Корни мои – это корни деревьев,

Кости мои – из камней,

Кровь – это живая вода,

Дух – с неба,

Волосы – это трава,

Мысли – от ветра,

Глаза – лучи солнца.

По представлениям хакасов – это и есть человек. Его душа пришла с неба, как и все музыкальные инструменты.

 

Древнейший, самый популярный и любимый хакасами струнный щипковый музыкальный инструмент, представляющий собой длинный прямоугольный ящик с натянутыми вдоль него струнами, семейства цитр называется чатхан (хак. - чадыған).

В прошлом инструмент выдалбливался из цельного куска кедра или сосны. Позднее его стали сколачивать, склеивать из отдельных досточек. Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетённые из конских волос. Обычно имеет до 14 струн, но чаще всего шесть-семь стальных струн, которые настраиваются при помощи костяных передвижных подставок, расположенных под каждой из них.

Чатхан является королём среди подобных музыкальны инструментов хакасов, стал неотъемлемой частью их жизненного уклада, обычаев и обрядов. Звуки чатхана сопровождали человека всю его жизнь: при рождении ребёнка, а также на свадьбе чатханист тахпахами благословлял на счастливую жизнь молодых.

Чатхан как один из древнейших музыкальных инструментов известен у тюркских, монгольских и других народов под названиями : ятаг, ятага, ятга, ятха, ятхан, ядаган, ядыган, ятаган, ятуган, джятыган, джатыган, джатыхан, шадыган, чадыган, чадаган, чадган, чатхан и др. Некоторые исследователи считают, что это название монгольского происхождения, а точнее древнемоногольского – «пытуган» (арфа, струнный инструмент).

На своём долгом и сложном пути развития у разных этнических групп хакасов (кызыльцев, качинцев, сагайцев) чатхан претерпел немало изменений: увеличилось количество струн, изменились материалы корпуса и струн.

В старину чатхан звучал почти в каждой хакасской юрте. Давно установлена главная причина популярности этого инструмента у хакасов, заключавшаяся в его неразрывной связи с хаем (горловым пением) – феноменом хакасского традиционного вокального искусства. А без хая невозможно исполнение и существование наиболее крупного жанра хакасского фольклора алыптых нымаха (героического сказания). Ну, а без связки чатхан – хай – алыптых нымах не может формироваться хайджи (сказитель, исполнитель алыптых нымаха, владеющий хаем. Хайджи – ключевая фигура в хакасском народном музыкально-поэтическом творчестве.

Горловое пение считалось даром горных духов. Говорили, что тот человек, что был наделен этим даром, считался посвященным. И только при исполнении героического эпоса мог использовать свой божественный дар. Певец-хайджи перед тем, как начать исполнение, символически угощал чатхан чаркой вина, чтобы сердце и голос инструмента не исчезали и находились с ним на протяжении всей песни.

Существует предание о чатхане, получившего название по имени своего творца. Пастух по имени Чатхан создал этот волшебный инструмент из глубокого сочувствия к людям – таким же пастухам, которые пасли бессчётное число ханских стад скота. Он решил облегчить их труд и добился своего, сделав ящик из досок и натянул на него конские волосы в качестве струн. Так красиво звенели звуки чатхана, что у людей сладко замирало сердце, птицы замолкали, звери останавливали свой бег, очарованные рыбы замирали в реках и прудах, табуны лошадей останавливали свой бег.

 

Интересный факт:

в отличие от многих других народов, у хакасов очень мало песен о любви. Такой вот парадокс: когда все пытаются писать песни ради этого чувства, у хакасского народа  это считалось неким табу. Возможно, потому что открытое проявление чувств считалось слабостью, недостойной мужчины, и поэтому не очень приветствовалось.

Музыкальных произведений у хакасов насчитывается несколько видов – это героические сказания, ыр, тахпахи.

Ыр (сарын) – это лирические произведения, основным содержанием которых являлись человеческая судьба, Родина, природа, взаимоотношения людей и т.д. Интересно, что каждый человек должен был обязательно сочинить песню о своей жизни.

Тахпахами назывались короткие четырехстишия, близкие по своей форме и значению и японскими танко и хокку. Первые две строки представляют аллегорическое отступление, в котором певец описывает силу и красоту природы – цветение трав, журчание ручьев, величие гор, быстроту течения реки, а в заключительных двух строчках описывает конкретный смысл, применимый к данной ситуации. Довольно часто происходили состязания, где мастера старались превзойти друг друга в умении экспромтом сочинять тахпахи.

 

С 2001 года в Республике Хакасия проводятся Международные симпозиумы «Чатхан: история и современность».

 

Хайджи, художественный руководитель ансамбля «Ӱлгер» народный артист Республики Хакасия Кучен Ай Чарых Сайын (Вячеслав Кученов)

 

Использована информация из источников:

 

https://cyberleninka.ru/article/n/chathan-u-hakasov-istoriko-etnograficheskoe-obozrenie

https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%A7%D0%B0%D1%82%D1%85%D0%B0%D0%BD

https://vk.com/wall-26462130_19404