+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Кокошник

Кокошник золотом горит

Красноярская мастерица возрождает интерес к старинному русскому головному убору

 

История этого головного убора загадочна и покрыта тайной. Неизвестно, когда кокошники впервые появились на Руси, но уже с десятого века древнерусские женщины носили похожие на короны головные уборы. Нечто подобное обнаруживали в погребеньях новгородцев X–XII столетий. С тех пор женщины то вспоминали о красивом головном уборе, то забывали его. Но сейчас стилизованный кокошник снова в тренде. Многие дизайнеры мира используют его в качестве атрибута модного костюма.

 

Бархат с жемчугом

В Красноярском крае работает мастер, который освоил технику изготовления настоящих русских кокошников. Ольга Лаптенок — дизайнер сувениров, а кокошники — её хобби, которое «душу греет».

Интерес к этому головному убору у Ольги появился несколько лет назад, когда она посмотрела фильм «Дочь рыбака» Юлдус Бахтиозиной. Там девушки, в самых разных кокошниках выглядели очень интересно и рукодельнице захотелось изготовить такой головной убор. Она нашла в Москве самого именитого мастера — Юханна Никадимуса (ассириец, уроженец Казани), который создает кокошники по старинным технологиям, обучилась у него. И теперь сама шьёт старинные головные уборы.

Чтобы головной убор получился достойным, его необходимо изготовить по технологиям, бытовавшим 400–500 лет назад. И, что немаловажно, — из качественных материалов.

Сегодня уже не найти винтажных тканей, из которых шили головные уборы мастерицы XVIII века, а вот галуны на европейском рынке встретить можно. Ольге повезло: для своего первого настоящего кокошника на аукционе она выкупила целую коллекцию французского галуна, расшитого золотом.

По словам дизайнера, галуны — незаменимая вещь в изготовлении кокошников. В XVIII–XIX веках золотых нитей на их вышивку не жалели, а потому изделие долго сохраняло свою форму и праздничный вид. Красноярка работает также с индийской парчой, бархатом и шёлковым аксамитом.

В Москве мастерица однажды купила аксамит, который специально изготавливался для костюмов к фильму «Анна Каренина». Из него она сшила лунный головной убор. Сейчас в её коллекции девять женских головных уборов.

 

История на голове

Свои кокошники Ольга Лаптенок создаёт на основе старинных образцов: изучает старину, читает, ездит по музеям Вологды, Костромы, Москвы и смотрит, смотрит, смотрит.

— По каждому из девяти предметов своей коллекции могу сказать, из какого музея я взяла образец,— поясняет рукодельница.— Ни один не выдумала. Старалась, чтобы они соответствовали тому, что находится в госкаталоге народных изделий из различных музеев. Даже с теми же замерами.

Есть в коллекции высокий кокошник — в Костромской губернии их изготавливали до 50 см высотой. Есть лунный — с опущенными вниз «рогами» полумесяца. Есть прорезной снежинкой — такие носили поморы в Архангельской области. Все они расшиты натуральным жемчугом, аметистами и антикварным стеклом.

Детали головных уборов, например, как их закрепить на голове, мастерице приходится додумывать самой. Ведь в России портреты стали писать поздно. Изображения людей появились только в конце XVII — начале XVIII века.

А затем Петр I запретил знатным людям носить национальную русскую одежду, и кокошники остались только в крестьянской среде. Тем не менее их шили и носили в XIX столетии. А в Поморье кокошники надевали даже в середине XX века.

В Сибирь кокошники привозили с собой переселенцы из центральной части России и Русского Севера. Например, в Бирилюсском краеведческом музее (районный центр на северо-западе края) хранится настоящий свадебный головной убор, который привезла в Енисейскую губернию переселенка из Архангельской губернии.

Кокошник подарила музею ее праправнучка. В общеупотребительном смысле кокошники — это свадебные венцы. И носили их прежде всего крестьянки, хотя царевен тоже довольно часто изображают в таких традиционных головных уборах. Это не совсем верно, считает красноярская мастерица. Традиция появилась

после того, как знаменитый иллюстратор русских сказок Иван Билибин побывал на Белом море и увидел русский костюм.

Ходили ли в таких венцах царевны, доподлинно не известно. Правда, существует одна довольно правдоподобная история, как было написано несколько портретов дочери Павла I Александры в прорезном кокошнике-венце.

Затея эта имела успех, впоследствии Александра Павловна стала герцогиней австрийской.

 

Богатство на лбу написано

По кокошнику, который носит девушка, можно было определить её социальный статус, семейное положение, материальное положение семьи.

— Вообще кокошником изначально называли головные уборы, которые носили замужние женщины, ведь его название происходит от слова «кокоша» — курица, степенная мать семейства,— рассказывает Ольга Лаптенок.— А позже так стали называть и головные уборы, которые носили девушки. Женщине в те времена нельзя было опростоволоситься (показать свои волосы посторонним), вот и закрывали их красивым головным убором. Если кокошник с закрытой макушкой — его обладательница замужем. Если нет — готова рассмотреть варианты. Просватанные невесты также носили особый головной убор — с этакой золотой крышечкой и металлическими перепёлочками, которые позвякивали при ходьбе.

Чем богаче девушка, тем выше её кокошник. В XIX веке в России стала известна купчиха Злобина, которая носила кокошник необъятной величины и дороговизны. Поговаривали, на головном уборе одних только бриллиантов размещалось на 40 тысяч рублей, а ширины он был такой, что не проходил в дверной проем. И купчихе

приходилось протискиваться в дверь бочком. Можно представить, насколько неудобным и тяжёлым был этот головной убор. Впрочем, кокошник придумали отнюдь не для удобства, а для красоты. Именно в таком головном уборе девушек в Древней Руси отправляли на смотрины — княжеский сбор. Одевали их как можно наряднее и богаче, ведь девушка в тот момент представляла всю семью, её взрастившую. По кокошнику можно было определить достаток семейства, а значит, и обилие приданого, которое можно получить с невестой.

Кроме богатого кокошника, девушка демонстрировала добротность своей одежды. На нее надевали несколько платьев, а юбки подкалывали так, чтобы были видны все слои нарядов. Самые хитрые умудрялись по три раза переодеться за время хоровода, который устраивали красавицы на княжеском сборе. Такие могли надеяться первыми удачно выйти замуж.

Кстати, в Древней Руси в моде была дородность, пышнотелость. Так что, если девушка не обладала нужными формами, их придавали ей многослойные одеяния.

Сегодня другие стандарты красоты, и девушки среди своих достоинств подчеркивают не дородность, а напротив — отсутствие пышных форм и подтянутость фигуры.

Но кокошники по-прежнему популярны, хотя и выполняют несколько иные функции, символизируя русский национальный костюм. В них выступают девушки ансамбля танца Сибири им. Михаила Годенко, артисты в исторических спектаклях и на детских утренниках, участники конкурсов и т. п. И думается, что интерес к этим красивым головным уборам со временем не угаснет.

 

 

Текст: Елена Лалетина

Фото Олега Кузьмина

Текст из журнала "ЭтноМИР на Енисее"