+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Мостик в жизнь

В последние годы в Красноярском крае актуализировались вопросы интеграции иностранных граждан, прибывающих в наш край. Поэтому особое значение приобретает работа национально-культурных организаций по просветительской и образовательной деятельности среди своих земляков.

Красноярская местная общественная организация «Кыргызская национально-культурная автономия» занимается адаптацией и интеграцией соотечественников уже 15 лет, с 2007 года. Работать с детьми-инофонами начали чуть позже – в 2013 году. Сначала на собственном энтузиазме, а в 2017 году работа организации с детьми-мигрантами вышла на новый уровень – получила поддержку из краевого бюджета в рамках Государственной программы Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края».

Председатель автономии Назгуль Батаева рассказала, как в этом году реализуется одно из таких мероприятий – «Социокультурная и языковая адаптация мигрантов: консультирование по вопросам повышения уровня владения государственным языком Российской Федерации – языком межкультурной коммуникации».

«Наша задача – «поймать» ребятишек до того, как они пойдут в школы, чтобы помочь им подтянуть русский язык и социализироваться. Раньше набирали детей с семи лет, сейчас эту планку опустили до пяти, потому что понимаем, что не все дети посещают детские сады, не все социализированы. А наши занятия – это возможность для детей учиться общению как со сверстниками, так и со старшими. Мы – еще не школа, но уже не дом, а такой красивый ажурный мостик, по которому ребенок мягко идет в самостоятельную жизнь», – говорит Назгуль Батаева.

Перед приемом на занятия с каждым таким ребенком проводится беседа, выявляется его уровень подготовки. Занятия ведут профильные специалисты: педагог, который преподает русский как иностранный; а также психолог-дефектолог. Каждый месяц набирается группа не очень большая – 25 человек, педагог старается учесть особенности и потребности каждого малыша.

Занятия проходят в формате игровых уроков. Здесь есть место и дисциплине, и вызову к доске, есть и чай с печеньем и веселые игры. Нет на занятиях – и это принципиальная позиция Назгуль Батаевой – родителей.

«У нас бывают случаи, когда родители чрезмерно опекают детей, просят разрешения находиться с ними в учебном классе во время занятий. Мы категорически против: объясняем, что ребенок пришел сюда учиться самостоятельности, общаться со сверстниками и взрослыми. Наблюдаю за детьми и вижу колоссальную разницу между ребятишками, которые только к нам пришли и теми, которые уже у нас отучились», – рассказывает Назгуль  Жанышбековна.

Каждая группа занимается в течение месяца – это 16-20 уроков по часу каждый. Всего в 2022 году по этой программе пройдут обучение более 150 детей-мигрантов.

Многие из них после завершения курса просятся пройти обучение снова. Приходится отказывать, ведь задача – охватить как можно больше детей.

«К сожалению, сегодня образ жизни мигранта таков, что родители свои родительские обязанности выстраивают так: накормлен, одет и обут – и хорошо. А о воспитании как о цельном и постоянном процессе особо не задумываются, – говорит Назгуль Батаева. - Когда начинаешь с родителями разговаривать, у них происходит переоценка ценностей. Спрашиваю: «Что ребенок значит для тебя?», они отвечают: «Всё! Ведь, собственно, ради них мы работаем с утра до ночи». Тогда-то они и осознают, что надо с детьми заниматься, находить на это время. Даже просто сесть вечером и 10 минут почитать книжку, поговорить о правилах и нормах поведения – это очень важно. Взрослый учит ребенка и учится сам понимать русский язык, культуру, традиции. А это способствует устранению непонимания и возможных конфликтов».

 

Справка

Дети-инофоны – это дети, чьи родители мигрировали недавно. Зачастую они владеют русским языком лишь на начальном уровне, не понимают значения многих слов.