В Красноярском крае вновь проходит один самых красивейших творческих конкурсов «Кукла в национальном костюме», который закончится 8 ноября. Мы пообщались с организатором этого конкурса Региной Бекшайте
Почему решили сделать конкурс именно кукол в национальном костюме?
В любой нации, наверное, важнейшие составляющие – это территория, язык и национальный костюм. Это такие яркие отличительные черты. А костюм – это всегда красиво и красочно. Так как костюмы в натуральную величину нам представлять достаточно сложно, и куклы у нас являются отражением как раз той или иной народности. Поэтому возникла идея через кукол познакомить красноярцев с национальной культурой народов, населяющих Красноярский край.
Как давно существует конкурс?
Конкурс проводится четвертый год. Он получился очень ярким и интересным. Мы, Красноярская региональная литовская национально-культурная автономия «ЛИЕТУВА», как организаторы слышим огромное количество приятных отзывов. И важно, что многие дети с удовольствием участвуют в нем.
В чем отличия нынешнего конкурса от конкурса предыдущих лет?
В этом году мы сделали номинацию, посвященную 85-летию края. Отчасти это было продиктовано пожеланиями прошлых лет, когда участники присылали не одну куколку, а целый ансамбль. Допустим, нганасанский костюм присылали уже с олененком или с чумом. Это очень красиво и, безусловно, уже является композицией. Она не может тягаться просто с одной куклой.
Какие у вас есть номинации?
Это «Кукла в национальном костюме», где участвуют все желающие в возрасте от 5 лет. В номинация «Детская кукла» участвуют маленькие мастера и мастерицы до 15 лет. «Рисунок». По условию конкурса допускается рисовать не только красками, но и использовать разные материалы: керамику, бисер, картон. Кукла северных народов выполняется на картоне. Есть такая техника, когда сбоку мех оленя, а сама кукла выполнена из бисера.
Были ли куклы нетипичного размера? Может, в человеческий рост?
По условию конкурса куклы от 20 до 40 сантиметров. Куклы, которые выше, не подходят, к сожалению. Хотя часто присылают работы настолько красивые, что мы рады, чтобы их просто посмотрели, потому что любые конкурсы всегда повышают уровень, прежде всего, самих участников.
Сколько человек обычно участвует?
Принимают участие около двухсот человек. И у нас, я заметила, появились уже постоянные участники. Я вижу, как они самосовершенствуются. Вообще, наверное, важнейшей составляющей этого конкурса является выявление мастеров, появление крепких команд в нашем Красноярском крае, на которых, прежде всего, «Дом дружбы» и другие учреждения могут опереться как уже на профессионалов.
Есть ли какие-то призы участникам и победителям?
Всего разыгрываем три швейные машинки. Дарим только победителям во взрослой номинации, а детям - игрушки. Мы считаем, что любой мастерице новая швейная машинка всегда нужна. Парк машинный у мастеров должен расширяться. И потом, каждый год членам жюри сложно выбрать лучшего, и тогда мы дополнительно призы вручаем, потому что работы, правда, потрясающие.
Из чего участники делают куклы?
И материалы, и техники, конечно, очень разные. Мы не принимаем на конкурс мотанки, когда кукла - просто нитки перемотанные. Это, безусловно, обереговая кукла и она есть часть культуры народностей, но она не отражает национальный костюм, поэтому мы их не принимаем. А вот остальные куклы – те, которые, например, выполнены самостоятельно, так называемые Тильда куклы, когда из ткани выполняется тело и голова. Также берем куклы готовые. Совершенно здорово, когда их просто обшивают. Бывает настолько костюм потрясающе сшит на готовой кукле, что он спокойно побеждает в конкурсе.
Используют ли в костюмах дорогие материалы: алмазы, изумруды, например?
Не каждый костюм содержит такую традицию к дорогим украшениям. Для европейских народов, например, характерна сдержанность, спокойствие. Обычно натуральные тона используют. Можно увидеть разве что янтарь, металл.
Можно ли потом купить эти куклы?
Как раз работы мастеров, которые у нас участвуют, мы рекомендуем к продаже. Потому что есть мастера, которые только этим и занимаются. У них очень качественные работы. Кукла может стоить 25 тысяч рублей, и это совершенно нормальная цена, на самом деле. Этот конкурс сплошной плюс. Получается такой деловой и творческий обмен.
Вы сами шьете куклы?
Я только организатор, но первое образование у меня - дизайнер одежды. И вообще, я с детства очень любила шить. Очень много сейчас рукодельничаю, вяжу и шью, украшения делаю, но в основном зимой я в это погружаюсь.
У вас есть дома куклы?
Куклы коллекционирую с удовольствием. У меня достаточно большая коллекция. Я их привожу со всех стран мира. Самая любимая кукла привезена из Нью-Йорка. Она, наверное, 40-х годов. У нее потрясающее удлиненное платье. Такое настоящее. И она плачет, когда ее переворачиваешь. В те годы она была, наверное, одна их первых кукол. Хотя дочери у меня ее боятся. Говорят: «Убери это из нашей комнаты!»
Я обучалась несколько раз в школе Александра Васильева, историка моды. Это он, наверное, привил мне страсть к кукле и костюму, научил принимать их ценность.
Александр Васильев тоже любит куклы?
Он коллекционирует старые вещи, очень много знает о платьях и истории моды. Какая-то знаете «финтифлюшка» железная с кружочком и наконечником может лежать, а он знает, что это одевалось дамами на балы, и на пальце у них красовалась такая штучка, куда вставлялся букетик маленьких цветов. Причем даже продавцы не знали, что это такое, и когда он ее покупал, сказали, что это для сковороды ручка.
Куда отправляются куклы после конкурса?
Каждый год мы проводим месячную выставку в Красноярской краевой научной библиотеке. После такого, как месяц они стоят на выставке в библиотеке, они передаются в Дом дружбы народов. На сегодняшний день — это большая коллекция, которая ездит по всей России. И очень здорово, что мы так ярко можем представить наш край. Бывает очень сильно люди просят вернуть работы, и мы, конечно, возвращаем. Был случай, когда через два года женщина принесла свою работу и сказала: «Вы знаете, она у меня стоит в шкафу и мне просто обидно за ее судьбу. Я хочу, чтобы она тоже гастролировала, чтобы все ей любовались».