+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 100В

Коренные народы Красноярского края

Один из самых удивительных уголков необъятной нашей Родины – Красноярский край, раскинувшийся от берегов Карского моря до границы с Монголией. Он занимает вторую по площади территорию в России и является крупным ресурсом по добыче важнейших природных ископаемых.

Исторически так сложилось, что Красноярский край изначально был многонациональным регионом. По данным Красноярскстата, на 1 ноября 2019 года численность населения региона составляет 2 млн 867,6 тысяч человек.

На территории края проживают представители 159 национальностей: русские и украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы, азербайджанцы, узбеки, буряты, молдаване, эстонцы, латыши и др.

В регионе проживают и представители коренных малочисленных народов Севера: долгане, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы.

Каждый из этих народов внёс свой вклад в историческое развитие Красноярского края.

По сведениям историков, первые коренные народы, населяющие Красноярский край, появились на его территории еще 200 тысяч лет назад. Освоение территории началось с юга края и продолжилось на север вдоль Енисея. Установлено, что первыми жителями этого региона стали монголоидные племена, вслед за ними появились тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие.

Если говорить именно о коренных жителях края, то таких этносов наберется всего десять. Это долганы, нганасаны, чулымцы, кеты, эвенки, юги, ненцы, энцы, селькупы и хакасы.

Долганы, образовавшиеся из северных якутов, эвенков и русских, на сегодняшний день являются крупнейшим коренным народом Красноярского края. Их численность составляет около шести тысяч человек. Эта народность появилась в конце XIX – начале XX веков. Долгое время их называли «саха» и приписывали к якутам, прежде чем стали выделять в самостоятельный этнос. Долганы – оленеводы, рыбаки и охотники. У долган глава семьи не мужчина, а самая старшая женщина, она же кормит семью и обустраивает дом. Ослушаться её непозволительно.

Так же, как и долганы, нганасаны живут на Таймыре, но их значительно меньше – приблизительно 850 человек. Народность эта возникла в XVIII веке, а предками нганасан являются тунгусы и самодийцы. Сами себя нганасаны называют емким словом «ня», что в переводе на русский означает «товарищ». Нганасаны считаются самым северным евразийским народом. Нганасаны говорят на нганасанском языке (125 человек) и на русском (остальные). Среди них очень распространён местный фольклор – частушки, предания, сказки.

Среди нганасанских традиций самая сильная – святость семьи и верности. При этом нганасане являются, пожалуй, одним из немногих малых народов, где не возбраняются совместная жизнь до свадьбы и даже внебрачные дети. Таких малышей воспитывают как родных родители матери ребенка.

К малочисленным народам Красноярского края относятся чулымцы, ближайшие «родственники» хакасов, живущие возле реки Чулым. Чулымцев всего лишь около ста с небольшим человек – они на грани вымирания. Произошёл этот народ в результате смешения тюрков, селькупов и кетов после XV века.

Около 900 человек в Красноярском крае относится к ещё одной народности – кетам (иногда их называют кето). В переводе на русский язык – «человек». Предками кетов, появившихся примерно в X веке, считаются эвенки, ханты и селькупы.

У кетов есть свой язык, с 1980 года существует и своя письменность. Несмотря на то, что кеты считаются православными, кое-где у них сохраняются культы и верования предков, в том числе шаманизм. Шаманы у кетов также выполняют функции лекарей.

У кетов существовал оригинальный способ сватовства. Родня со стороны жениха должна была наполнить медный котел подарками и поднести его родне со стороны невесты. Если котел переворачивали вверх дном, это символизировало отказ, если принимали – значит, свадьбе быть.

В Эвенкии проживают эвенки. Впрочем, их место обитания не ограничивается одним только районом – встречаются эвенки и на Таймыре, и в Туруханском и Енисейском районах. Также много эвенков проживает в других землях – даже в Китае. Эвенки – потомки тунгусов. На территории Красноярского края их осталось нынче чуть более четырех тысяч человек. Интересно, что издавна эвенки занимались разведением овец и лошадей, а также оленеводством. Олени – их основной вид транспорта.

У эвенков много интереснейших обычаев. Очень был распространён левират, богатые семьи практиковали и многоженство. Есть у эвенков национальный праздник, когда вся община собирается вместе. Главное угощение этого праздника – медвежатина, причем, разделывает тушу община сообща. Все праздники, как правило, сопровождаются обязательным хороводом.

Юги как отдельный этнос появились лишь в 2002 году, до того же момента они учитывались всюду как кеты. Это, пожалуй, самая малочисленная группа народов Красноярского края. Да и то, можно ли назвать «группой»… одного человека? Да, именно один человек – всё, что осталось от племени югов. Ранее юги проживали в Туруханском и Енисейском районах Красноярья. Занимались охотой и рыболовством. В 2002 году на территории края проживало девятнадцать югов.

На северо-западе Таймыра проживает еще один коренной народ Красноярья – ненцы. Прежнее их название – самоеды. Ненцев насчитывается не более трех тысяч. У них есть свой язык, а также устный эпос. Занимаются оленеводством. Охота и рыболовство – лишь в качестве хобби. Самыми святымы и дорогими для ненцев являются олени. Отмечая Новый год, ненцы приносят этих животных в жертв, чтобы задобрить богов. Также принято большое внимание уделять детям – по поверьям ненцев, если обидеть ребенка, добрые духи покинут дом.

Ближайшая родня нганасан и ненцев – энцы. Они проживают на Таймыре, численность – двести с небольшим человек. Энцами этот этнос стали называть лишь с 1980-х годов. И язык, и культура энцев очень схожи с нганасанскими и ненецкими. Энцы произошли от смешения северно-сибирских племен с самодийцами. Название переводится на русский как «человек». Энцы разуются, когда рождается мальчик – именно мужчина считается у них главным в семье. Женщина же создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта. Интересен обычай энцев называть друг друга не по именам, а по прозвищам, которые символизируют либо внешние особенности человека, либо его характер, увлечения и так далее. У данного этноса существует множество разнообразных запретов. Например, нельзя кричать, иначе проснутся злые духи; нельзя бросать камни в воду; нельзя просто так убивать животных – это допустимо только лишь ради добычи пропитания.

Ещё один народ, произошедший от самодийских племён, – селькупы. Они расселены на юго-западе от Таймыра. Всего в России насчитывается чуть более четырех тысяч селькупов. В Красноярском крае их проживает около трехсот. Раньше селькупов называли остяко-самоедами, термин «селькуп» вошел в обиход лишь в тридцатых годах минувшего века.

У этого народа существует необычный праздник – День лося. Отмечают его в августе, праздник словно делит год на «теплый» и «холодный» периоды.

Хакасы, как следует из названия, живут в основном в Республике Хакасия, соседствующей с Красноярским краем. Однако и за пределами республики они имеются – около четырех тысяч человек населяют в основном граничащие с Хакасией районы. Раньше их называли минусинскими татарами. Произошли от тюрков.

 

Интересные факты

– Все племена, жившие на территории будущего Красноярского края до появления там русских, придерживались традиций шаманизма.

– У ненцев существует больше десятка календарей, а у селькупов – четыре.

– Год для нганасан начинается в феврале.

– Двенадцать месяцев ненцев – это сразу два года: зимний и летний.

– Чулымский язык является бесписьменным.

– У эвенков до ХХ века существовал обычай коллективного распределения добычи среди сородичей – нимат.

– Священное дерево ненцев – берёза.


В публикации использованы фотоматериалы из архива Дома Дружбы народов Красноярского края