Янарыш по-татарски - обновление
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в Красноярском крае насчитывалось 17 наиболее многочисленных национальностей. Первым по списку стало русское население, второе место заняли украинцы, ну, а третьими, с численностью 34 828 человек, оказались татары
«Решительные люди переезжали в Сибирь…»
Первые упоминания о государственной службе татар на территории Приенисейского края датируются первой половиной XVIII века. Согласно Памятным изданиям Енисейской губернии, в 1861 году на ее территории проживали свыше 1,5 тысяч татар, в 1911 году – 8 тысяч - 2% от численности населения. Ну а в 20-х годах прошлого столетия татары в городах составляли 2,8%, а в сельской местности – 5,5% населения.
Первая волна переселения татар в край относится к началу XX века – годам столыпинской реформы. Вторая волна – годы насильственного переселения в период коллективизации. Третья волна – время строительства крупнейших объектов народного хозяйства на территории края в 60-70 годы прошлого столетия.
В этническом плане татарское население Енисейской губернии в начале ХХ века подразделялось на три группы – это казанские татары и татары мишари, исповедующие ислам, и крещенные татары («кряшены»), исповедующие православную веру.
Надо сказать, что преобладали выходцы из Казанской и Уфимской губерний. В основном переселялись в Сибирь простые люди крестьянского сословия. Здесь они продолжали заниматься земледелием, торговлей, извозом. В труднейших условиях они выкорчевывали под пашню тысячи гектар таежной земли.
В 1925 году на территории Красноярского края насчитывалось более 70 мононациональных татарских поселений. Образовывались они в дали от центра края, в глубине енисейской тайги. Аулы располагались на расстоянии от 150 до 530 км от Красноярска.
В первой половине ХХ века в крае функционировали 33 школы первой и второй ступени, в которых преподавание велось на татарском языке.
Перепись населения 1959 года зафиксировала в Красноярском крае почти 40 тысяч татар. В 1970 году – 46,5 тысяч татар, в 1979 году – 50 тысяч, в 1989 году – 55 тысяч, в 2002 г. – 49,5 тысяч татар.
Праздник в с.Отношка
Сегодня татары проживают по всему краю. Наиболее компактно народность представлена в 15 районах: например, в Пировском районе татарское население составляет 29,3% жителей. Всего в регионе насчитывается более 50 территорий, где татары составляют не менее четверти населения, в 26 из них – более половины жителей. В Красноярске в настоящий момент проживают 10,9 тысяч татар.
Из 50 сохранилось 21 село, созданное в годы столыпинской реформы. За последние четыре года, 18 из них справили своё 100-летие. Автономия «ЯР» активно помогала в организации мероприятий по празднованию юбилеев. Отмечали широко – с богатыми подарками, хорошей концертной программой. К значимым датам приурочили и создание обелисков, посвященных участникам Великой Отечественной войны. Уже установлены памятники в селах Солоуха и Куренная Ошма Пировского района. Изготовлены обелиски еще для двух сел – Долгово Пировского района и Стерлитамак Абанского района.
Активная работа продолжается
Для сохранения и развития культуры, традиций, обычаев и языка татарского народа, сотрудничества между народами Красноярского края в 2007 году в Красноярске была создана региональная татарская национально-культурная автономия (РТНКА) «ЯР» – общественная организация, объединяющая татар, проживающих на территории края.
22 февраля 2015 года решением общего собрания региональной татарской национально-культурной автономии «ЯР» Красноярского края председателем был избран Вагиз Исмагилович Файзуллин, уроженец с. Солоуха Пировского района, коренной красноярец.
Кроме того, в крае зарегистрировано 11 местных татарских общественных организаций: ТНКА – «Янарыш» в Красноярске, председателем которой с 1997 г. также является В.И. Файзуллин, «Дуслык» в Лесосибирске, «Яна Гасыр» в Шарыпово и в Норильске. Успешно работает региональная татарская молодежная общественная организация «Кызыл Яр».
Огромный вклад в дело сохранения татарской культуры и традиций вносят творческие коллективы художественной самодеятельности из Красноярска, Ачинска, Лесосибирска, Железногорска и Шарыпово, а также из районных сел: Холмогорское Шарыповского района, Степное Назаровского района, Стерлитамак Абанского района, Верх-Казанка Большемуртинского района, Елга Большеулуйского района, Отношка Казачинского района, Икшурма и Долгово Пировского района, Муслимка Бирилюсского района, Большие Пруды Сухобузимского района, Шулдат и Вагино Боготольского района.
Особенно ценная работа – это труд по сохранению родного языка. Изучение татарского языка со 2-го по 11 классы осуществляется в Отношинской средней школе Казачинского района. В школах сел Солоуха и Икшурма Пировского района, Верх-Казанка Большемуртинского района, Елга Большеулуйского района, Березовый Лог Ужурского района изучение родного языка осуществляется факультативно. С 1 октября 2007 г. в помещении соборной мечети Красноярска работает воскресная школа по изучению татарского языка, организованная автономией «Яр». Осенью 2008 г. были открыты две воскресные школы по изучению татарского языка в Красноярске и одна школа в Лесосибирске.
Праздник в деревне Верхняя Казанка
Краевая автономия «ЯР», при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан, Исполкома Всемирного конгресса татар, Федеральной национально-культурной автономии татар, постоянно увеличивает учебно-методический фонд этих школ.
Кстати, 16 июля 2005 г. НКА совместно с администрацией края провела 1-й курултай татар Красноярского края.
С 1997 года в г. Красноярске, после более чем 60-летнего перерыва, возродили проведение Сабантуя. Впервые он состоялся, и на очень высоком уровне, в городах Канск и Ачинск. В 2017 году праздник охватил 24 города и села региона. Ну а двумя годами ранее в Красноярске состоялся Федеральный Сабантуй, который ежегодно переносится в разные города России.
И. о. президента Республики Татарстан Рустам Минниханов сказал, что это был самый организованный, мощный и лучший Федеральный Сабантуй, какой проводился в России, самый «крутой». По его словам, татары, проживающие в Красноярском крае, очень бережно сохранили язык, самобытность, культуру, песни и танцы, а это говорит о том, что работа автономий не пропадает зря, она приносит свои плоды.
д. Верхняя Казанка
Культурное наследие
Актив автономии активно занимается и сохранением культурного наследия на территории края. Недавно была отремонтирована уникальная столетняя деревянная мечеть села Казанка Большемуртинского района.
Храм был построен в 1912 году, в 50-х с мечети был снят минарет и в здании расположился детский сад, а затем – до 2007 года – размещалась местная школа. После того, как школа была перемещена в другое село, здание осталось бесхозным. Стараниями татарской автономии и спонсоров в 2009-м мечеть была восстановлена. Это достаточно большое здание, поэтому было решено на первом этаже разместить музей села Казанка, библиотеку и учебный класс школы по изучению основ ислама.
И это не единственная столетняя мечеть на территории нашего региона: больше века мечетям в селах Долгово и Куренной Ошме.
В январе 2017 года после реставрации открылась старейшая каменная мечеть в Енисейске. Это стало большим историческим событием не только для города и края, но и для всей страны: самая старейшая мечеть региона (112 лет) вновь открывает свои двери для верующих.
«Мечеть, как и церковь, и синагога, и любой другой храм – она призвана вести людей к свету, к любви, к добру, для того чтобы между людьми было меньше острых углов», – сказал на открытии мечети муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин.
«Татарам нравился именно Красноярский край, этот регион как-то по-особому к нам расположен. Ведь в Новосибирске, Томске, Омске, где климатические условия лучше, осело намного меньше татар, чем в Красноярске: во времена Столыпина там по 5-6 сел было создано, а у нас – полсотни. Наверное, есть на то причина, – считает Вагиз Исмагилович, – Упорство в достижении цели и самостоятельность – наши отличительные национальные черты. Переселенцы, которые пришли в Сибирь, были такими. Решительные люди переезжали в Сибирь и селились в глубинке. В каждом селе уже через два года была мечеть, и сразу же начиналось обучение ребятишек. Вот к этому нам нужно вернуться.»
Автор: Альфир Фахразиев
Статья подготовлена с использованием материалов сайта yar24.ru и данных Красноярскстата