+7 (391) 219-00-55
г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 100 "В"

Нон

Исторически так сложилось, что головные уборы стали визитной карточкой всех стран и народностей. В русском языке есть поговорка: «В какой народ придёшь – ту шапку наденешь». Во Вьетнаме этой шапкой стала крестьянская конусообразная соломенная шляпа.

Чем для европейцев и россиян примечателен Вьетнам? С чем он ассоциируется у русского человека? Возможно со знаменитой войной 1960-х? Или с тропическим климатом и бесконечными сезонами дождей? Разумеется, нет. Настоящим символом Вьетнама, непременно вызывающим с ним ассоциации, является традиционная коническая шляпа «нон» (Nón lá).

На самом деле, Вьетнам не был бы Вьетнамом, если бы не привязал возникновение соломенной шляпы к красивой легенде, которая гласит, что некогда жила очень высокая женщина, которая постоянно носила волшебную шляпу, сделанную из четырёх круглых листьев, соединенных бамбуком. Где бы ни появилась эта женщина, тучи моментально расходились, а погода становилась лучше. Она передавала свои знания людям и научила их выращивать овощи и деревья, а после этого таинственным образом пропала и оказалась в раю. С тех пор люди стали делать такие шляпы, что бы иметь защиту от солнца, дождя и даже от невзгод.

Наверное, ни одна Вьетнамская девушка не представляет свой быт без этой самой шляпы. История этого головного убора берёт своё начало 2500-3000 лет назад, и продолжается вплоть до нашего времени. В ходе истории, шляпа нон менялась неоднократно: как по фасону, так и по материалу. На самой заре появления шляпы, она была связана, ведь инструментов для шитья попросту не существовало. И уже в железном веке (приблизительной третий век до н.э.) шляпа начала изготавливать при помощи швейной иглы.

Эта шляпа весьма удобна и практична. В настоящее время у этого головного убора существует множество «модификаций», но традиционный Нон всегда делался одного размера и в него должно было входить 10 литров риса.

Традиционно считается, что этот головной убор наиболее распространён среди крестьян. Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь «Нон ла» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме довольно частое явление – бывает льёт несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодёжь тоже нашла ей применение – скрываться за ней для поцелуев во время свиданий. Но кроме этого, соломенная шляпа «Non la» ещё украшает человека согласно вьетнамской этике: кожа должна быть нежной и утонченной (а не загорелой до черноты). Под шляпкой очи, улыбка, белизна шеи девушки кажутся более очаровательными и таинственными.

Для вьетнамских девушек шляпа является как украшением, так и частью духовной жизни. Иногда девушки крепят маленькое круглое зеркальце на вершине конуса шляпы – для удобства внешнего осмотра и поддержания себя в аккуратном состоянии.

Утилитарные цели – не единственная сфера использования уникального головного убора. Например, при помощи шляпы нон чиновники разработали специальную систему условных знаков и обменивались ними во время публичных встреч.

Вьетнамцы знают более романтичные и возвышенные способы применения чудесной шляпы. Вьетнамские юноши, например, эффектно ее задействуют для признаний возлюбленным в своих чувствах. На этот случай готовят особый нон – поэтический. Его необычность в том, что между слоями листьев вложены картинки с лирическими сюжетами и записочки-стихотворения – собственного сочинения или известные цитаты знаменитостей.

Шляпа отлично сочетается с национальным Вьетнамским платьем Ао зай – длинное узкое платье и широкая шляпа гармонично смотрятся в комплекте и отлично дополняют друг друга.

Любопытные факты использования шляпы-конуса дошли из 1980-х. В годы послевоенного дефицита товаров народного потребления вьетнамцам приходилось выстаивать огромные очереди в магазинах. Поскольку персональный нон воспринимается как идентификатор своего хозяина, вьетнамцы оставляют шляпу вместо себя «держать очередь», когда владельцу шляпы потребовалось куда-то отойти.

Нон изготавливается из соломы и держится на голове благодаря шелковой ленте. Если посмотреть на него со стороны, то может создаться впечатление, что изготовить его – пара пустяков. Но это далеко не так – это безумно кропотливый труд, требующий максимальной сосредоточенности, выдержки и опыта.

Основным материалом для изготовления шляпы служат листья пальмы Sabal palmetto. Кроме того используется очень упругая нитка, а также бамбук для обруча и каркаса. Сам процесс изготовления выглядит примерно так: пальмовые листья собираются, когда они еще мятые и зеленые, и затем мастера гладят их тряпичной вязькой на горячем железном листе. Важную роль здесь играет температура – низкая температура разгладит листья лишь на время, затем они снова станут мятыми, а слишком высокая температура сделает листья желтыми и хрупкими. 

После проглаживания листья держат над огнем горящей серы, чтобы они лучше отбелились, а также стали «непривлекательными» для различных насекомых.

Затем наступает очередь каркаса: для него выбираются стебли бамбука исключительно с длинными поленьями, а затем их выдерживают на потолках Вьетнамских кухонь – дым придает поленьям устойчивость к плесени и насекомым. Обычно каркас шляпы производится из 15 обручей с постепенно сужающимся диаметром: от самого большого диаметром в 40 см до самого маленького ободка диаметром в 4 см.

Все материалы приготовлены, теперь можно собирать шляпу, а сделать это сможет только опытный и умелый мастер. Хорошая шляпа получится, только если петли в ней будут ровными и одного размера, а соединения нитей будут аккуратно спрятаны. Сшивание всех частей в одно целое требует огромного терпения и усидчивости.

В современном Вьетнаме нон не утратил своей популярности. Островерхие шляпы-конусы в повседневном обиходе у провинциальных жителей – мужчин и женщин, стариков и юнцов, крестьян и горожан. В крупных городах шляпы чаще носят иностранные туристы.

Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры.